Государственная программа Россйской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы ( с изменениями на 31 марта 2017 года)
Права детей с ОВЗ и детей-ивалидов на образование в законе от 29.12.2012 года ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации" Конвенция ООН о правах инвалидов Приказ Министерства обазования и науки от 09.11.2015 года "Об утверждении порядка обепечения условий достуности для инвалидов объектов предстаяемых услуг в сфере образования"
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ "ДЕТСКИЙ САД № 63"
В образовательной организации созданы специальные условия для получения образования детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ. Под специальными условиями для получения образования воспитанников с ОВЗ и детьми инвалидами понимают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальной методической литературы, методических пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами, обеспечение доступа в здание детского сада, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входные площадки имеют навесы, звонок на входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход». При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оборудование, персонал пищеблока детского сада, утвержденное примерное 10 дневное меню осуществляют потребность воспитанников в пяти разовом питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Условия охраны здоровья, обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время детский сад не посещают дети - инвалиды, а только дети с ОВЗ. Эти дети участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС ДОО: - физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно пространственной координации; - социально-коммуникативное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь; - познавательное развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; -речевое развитие-развитие речи как средства познания; - художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО) в следующих формах: - закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (в режимных моментах), - игры-тренинги, - индивидуальная работа, все виды игр, беседы. В организации образовательной деятельности мы учитываем: - диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребёнка, наблюдение за поведением детей в группе; - планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организацию предметно-развивающей среды, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию; - организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; -использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей; - мониторинг образовательного процесса. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. В детском саду имеются: компьютер, ноутбуки, проектор, музыкальные центры. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих). Помещения в детском саду и их предназначение
Наименование помещения
| Основное предназначение
| Оснащение
| Методический кабинет
| Организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, выставка дидактических и методических материалов для
| Библиотека педагогической, методической и детской литературы, библиотека дисков, кассет , демонстрационный, раздаточный материалы для занятий, опыт работы педагогов, документация по содержанию работы в организации работы с детьми по различным направлениям ДОУ (годовой план, протоколы педсоветов, тетрадь учета поступающих и используемых материалов, работа по аттестации, результаты диагностики детей и педагогов, информация о состоянии работы по реализации программы), игрушки, муляжи, дидактические игры, технические и информационно - коммуникативные средства обучения:компьютер, брошюрователь, принтер, магнитофон, выход в интернет)
| Музыкальный зал
| Осуществление работы по художественно-эстетическому развитию детей: музыкальные занятия, утренняя гимнастика, развлечения, тематические, физкультурные досуги, театральные представления, праздники, родительские собрания и прочие мероприятия для родителей.
| Укомплектованность учебным
оборудованием: - Стулья (по росту и количеству детей), шкафы и тумбы для пособий, книг, ширма демонстрационный столик, фортепиано «Владимир», синтезатор Casio.
Укомплектованность комплексом
средств обучения
- музыкальный центр LG, ноутбук Asus, диапроектор, экран Наличие комплекта пособий, наглядно-иллюстративного, демонстрационного материала:
-
картины, иллюстрации, портреты композиторов, музыкально-дидактические игры,
пособия согласно возрастным, программным требованиям и рекомендациям
государственного стандарта.
Наличие фоно- и видеотеки с записью:
- детских песен, классических произведения, народной музыки, танцевальной музыки, музыки разных жанров (вальс, марш, колыбельная), музыкальных сказок,
программных произведений, звучания различных музыкальных инструментов, музыки, подобранной для проведения утренней гимнастики, музыки для занятий по изобразительной деятельности, музыка для игр, музыки для релаксации Наличие детских музыкальных инструментов: - металлофон, барабан, бубен, трещотки, ложки, треугольник, погремушки, ксилофон, колокольчик, музыкальная коробочка, колотушка, кастаньеты, шумовые самодельные инструменты, румба, тамбурин.
Наличие разных видов театров: - Куклы бибабо, пальчиковый и рукавичный театры, атрибуты и костюмы для театральной деятельности детей и взрослых (согласно программным требованиям)
| Физкультурный зал
| Осуществление физкультурно-оздоровительной работы, коррекция физического развития и профилактика отклонений физического развития детей, проведение физкультурной деятельности, зарядки, спортивных праздников, осуществление полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма
| Укомплектованность учебным
оборудованием:
Учебное оборудование:
- мягкие модули, гимнастические доски: ширина 15 см, 20 см, скамейки гимнастические высотой, 40см, гимнастические маты, дуги для подрезания высотой 50см,40см, доски ребристые, баскетбольные
щиты с корзинами.
Укомплектованность комплексом средств обучения (ТСО): - магнитофон с записями музыки для общеразвивающих упражнений, сюжетных занятий, развлечений
Наличие комплекта пособий, наглядно-иллюстративного, демонстративного материала: Пособия и атрибуты для подвижных игр:
- схемы, таблицы основных движений, атрибуты для общеразвивающих упражнений, основных движений Наличие спортивных игр и атрибутов: - теннис (ракетки,), городки, кольцебросы, волейбольная сетка.
| Кабинет - учителя логопеда
| Проведение диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста и проведение подгрупповых, индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
| Укомплектованность учебным
оборудованием:
- столы, стулья (по росту и количеству детей), шкафы или полки для пособий, литературы, настенное зеркало, индивидуальные зеркала (только для подгрупповых занятий, шпатели, халат, полотенце, мольберт, фланелеграф, демонстрационный столик, раковина, мыло. Укомплектованность комплексом
средств обучения : - магнитофон
Наличие комплекта пособий,
наглядно-иллюстративного, демонстрационного материала:
- наглядный материал по темам, пособия по звукопроизношению, пособия по формированию грамматического строя речи, пособия для формирования связной речи. Дидактические пособия по обучению детей грамоте:
- материал для звукового анализа слов и предложений; тетрадь для звукового анализа слов и предложений; набор букв.
| Кабинет педагога - психолога
| Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
| Укомплектованность учебным оборудованием: (мебелью в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями) - рабочий стол и стул, детский стол и стулья, шкаф с литературой и пособиями, шкаф с игровыми материалами Укомплектованность комплексом средств обучения (ТСО): - фонотека (релаксационная музыка Заброшенный сад, Карунеш), цвета света и т.д.), ноутбук и принтер
| Медицинский блок: кабинет медсестры и процедурный кабинет
| Осмотр детей, консультации медсестры, врачей , консультативно просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ
| Материал по санитарно- просветительской, лечебно-профилактической работе, медицинский материал для оказания первой медицинской помощи и проведения профилактических прививок, медицинская документация, ростомер, медицинские весы, Холодильник (2)
| Групповые комнаты (14 групп)
| Проведение режимных моментов, совместная и самостоятельная деятельность воспитанников НООД в соответствии с- образовательной программой.
| Детская мебель для практической- деятельности, игровая мебель, атрибуты для сюжетно-ролевых игр:- «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»и др., центр экспериментирования, книжный, театрализованный,- физкультурный центры, дидактические, настольно-печатные игры, конструкторы (напольный, ЛЕГО), методические пособия в соответствии с возрастом воспитанников
| Спальное помещение (14 спален)
| Дневной сон, гимнастика после сна
| Спальная мебель
| Приемная комната (раздевалка)
| Информационно-просветительская работа с- родителями (законными представителями) воспитанников
| Информационные стенды для родителей- (законных представителей) воспитанников, выставки детского творчества
| Коридоры ДОУ Лестничные проемы
| Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников, организация выставок детского творчества, тематические беседы, консультации
| Стенды для родителей, визитка ДОУ, стенды для сотрудников: охрана труда, профсоюзные вести, пожарная безопасность, сменная художественная галерея, тематические выставки детских рисунков
| Территория ДОУ
| Организация оздоровительной и- образовательной деятельности Физкультурная деятельность- Познавательная деятельность- Экспериментально-поисковая- деятельность
| 14 участков, теневые навесы – 14, спортивные модули, выносной материал, игровое оборудование
|
| | | | | |
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ СТЕНДЫ Наименование стенда
| Содержание стендов
| «Будем знакомы»
| Информация о структуре управления ДОУ, л ицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельство аккредитации-
| «Профсоюзный уголок»
| Коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка
| «Родителям о здоровье детей»
| Информация медицинского работника
| «Наши права»
| Информация о правах ребенка для педагогов и родителей
| «Дорожная азбука»
| Схемы движения
| «Пожарная безопасность»
| Порядок движения в случае пожара, приказ об установлении противопожарного режима в детском саду, инструкции, план эвакуации, информация о мероприятиях по противопожарной безопасности
|
ПАКЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В МБДОУ ГОРОДА КОСТРОМЫ "ДЕТСКИЙ САД № 63" Организационное обеспечение
Нормативно-правовая база
| Адаптированная образовательная программа МБДОУ города Костромы "Детский сад №63" для детей с нарушением речи, договор с родителями
| Организация питания
| Без особенностей, по основному меню ОУ
| Организация взаимодействия с родителями
| Педагогом -психологом могут быть организованы профилактические и просветительские мероприятия: родительские клубы, школы для родителей и т.д.
| Организация взаимодейстия с детьми
| Подгрупповые и индивидуальные занятия с учителем - логопедом, педагогом психологом в соответствии с рекомендациями ПМПК, Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с воспитателем, музыкальные занятия, музыкатерапия с музыкальным руководителем.
| Организация взаимодействия с ППМС-центрами
| Специалисты ППМС-ентров оказывают консультативную и просветительскую помощь ОУ, включенную в инклюзивную практику
| Организация взаимодействия С МСЭ
| Может осуществляться по необходимости
| Организация взаимодействия с ПМПК
| Может осуществляться по необходимости на основании запроса консилиума ОУ
| Организация взаимодействия с органами социальной защиты
| Может осуществляться по необходимости
|
Материально - техническое обеспечение общеобразовательного учреждения
Среда в группе: мягкие модули, световой стол для рисования песком, нетрадиционое физкультурное оборудование
Организационно-педагогическое обеспечение
Основная образовательная программа
| Основная образовательная программа
| Формы и методы организации инклюзивного образовательного процесса
| - постановка практических и познавательных задач · целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ; подражательные упражнения · дидактические игры · создание условий для применеия полученных знаний, умений и навыков в общении, в предметной деятельности, в быту; Наглядные методы - обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное) - наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий; Словесные методы - речевая инструкция, беседа, описание предмета; - указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; - метод аудирования; - вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации, прямые, подсказывающие); Формы работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;
| Формы и методы организации воспитательного процесса
| - Беседы, примеры из окружающей жизни, пример педагога, экскурсии, встречи; - Приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, кружковая работа;
|
Психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОУ
Направления работы
| Методические пособия
| Психолого-педагогическое сопрвождение детей с ОВЗ в ОУ через ПМПк
| Н.В. Нищева Программа
коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для
детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет
| Консультации специалистами педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ по конкретным нарушениям Консультации специалистами родителей
|
|
Кадровое обеспечение Учитель-логопед - 1 специалист: Виноградова Елена Юрьевна Педагог-психолог – Белова Наталья Александровна Воспитатели – Шитова Ольга Алексеевна, Головина Ольга Владимировна, Молчанова Виктория Игориевна, Соловьева Надежда Вадимовна Инструктор по физической культуре – Шляхтинская Мария Сергеевна Музыкальный руководитель - Жук Наталья Евгеньевна
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
|