«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования:
1. Письмо министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
2. Федеральныйзакон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ"О внесении изменений в отдельнзаконодательные актыРоссийской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связис ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияи воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся сограниченными возможностями здоровья".
4. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядкаобеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услугв сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
5. Методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011-2020 специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся
7.План работы школьного ППк.
Мониторинг доступности получения образования
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: - по индивидуальному учебному плану, - при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. | При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Льготное питание осуществляется для обучающихся, имеющих статус ОВЗ. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья | В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школыи с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Информационная база Школы оснащена: - электронной почтой; - выходом в Интернет; - функционирует официальный сайт. В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники |
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. | В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Электронные ресурсы: |
Об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Паспорт доступности объекта социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых на нем услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №4»
Условия охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - первостепенная задача образовательного учреждения. Состояние здоровья детей и подростков, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача создание системы необходимых условий обеспечивающих, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий. Создаваемые образовательной организацией условия, должны гарантировать охрану и укрепление здоровья обучающихся.
1. Определение оптимальной учебной, внеурочной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Благоприятный температурный режим помещений обеспечивается отопительной системой, которая осуществляется в отопительный сезон бесперебойно. Во время перемен производится проветривание кабинетов. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры проводятся на улице. К обучающимся, пришедшими с больничного, осуществляется индивидуальный подход, применятся щадящий режим.
2. Оказание первичной медико-санитарной помощи. В школе работает медицинский кабинет. Лечебно-профилактические мероприятия направлены на: - организацию и проведение медицинского осмотра учащихся школы, в соответствии с графиком прохождения осмотров с поликлиникой; - организацию контроля за лечением обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья; - анализ результатов медицинских осмотров, информирование родителей (законных представителей) и классных руководителей с рекомендациями узких специалистов, касающихся организации процесса обучения в соответствии со стоянием здоровья; - организацию контроля за прохождением флюорографического обследования обучающихся.
3. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом. Для занятия физической культурой и спортом школа располагает спортивным залом (общая площадь 306 м2 ), а на территории школы имеется стадион, оборудованный для игры в мини-футбол и беговыми дорожками для сдачи нормативов. Проводятся спортивные мероприятия: волейбол, баскетбол, мини-футбол, различные спортивные праздники; сдача ГТО. Также учащиеся школы и города могут посещать школьный бассейн. Ведется постоянная работа по улучшению условий обучения учащихся и работы сотрудников, проводятся мероприятия по их оздоровлению. Для этих целей в школе проводятся занятия и соревнования по лыжному спорту, волейболу, а также организуются «Дни Здоровья». Перед участием в соревнованиях учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности, что отражается в журнале по технике безопасности у руководителя физического воспитания.
4. Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных напитков наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ. Для решения вопросов предупреждения и раннего выявления наличия вредных привычек (табакокурение, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами) кабинет воспитательной работы проводит различные мероприятия по развитию ЗОЖ, индивидуально работает с «группой риска». Регулярно классные руководители проводят классные часы по профилактике ОРЗ и ОРВИ, вредных привычек.
5. Профилактика несчастных случаев с учащихся во время пребывания в школе. Проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни на занятиях по предметам: «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Проводятся инструктажи по охране труда, учения по безопасной эвакуации.
6. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе. Школа имеет периметральное ограждение, территория образовательной организации освещена. Имеется кнопка тревожной сигнализации, выведенная на пункт централизованной охраны. В помещении и на территории школы установлена система охранного видеонаблюдения. Оборудован контрольно-пропускной пункт.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационная база школы оснащена: электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет.
Разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети интернет
Компьютеры, находящиеся в учебных и специализированных кабинетах, имеют доступ в сеть Internet. В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система Сетевой город образование. Для работы с информационной системой в каждом учебном кабинете есть рабочее место для учителя. Кроме этого любой педагог может вести данную работу из учительской, кабинета информатики. На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих". Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, сложен для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и другие средства. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы №4 города Костромы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе на 3 этаже. В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники
Электронно-образовательные ресурсы
Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru/ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Аналитическая справка по результатам мониторинга доступности получения образонания в школе №4