Профилактическая работа
Профилактическая работа с семьёй обучающегося
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Основные нормативно-правовые документы:
Работа осуществляется на основе:
Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс (Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение; глава 18. преступления против половой неприкосновенности и половой свободы), Кодекс РФ "Об административных правонарушениях, ФЗ РФ № 120 "Об осовах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ФЗ РФ №87 "Об ограничении курения табака".
Принципы деятельности профилактической работы
Профилактическая работа строится на таких принципах деятельности как:
принцип личностно-ориентированного подхода;
принцип личностно-ориентированного подхода;
принцип позитивного восприятия и принятия личности;
принцип конфиденциальности.
Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. На первоначальном этапе работы проводится диагностика семьи:
по составу и структуре;
по материальной обеспеченности;
по жилищно-бытовым условиям;
определение воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье;
определение положения ребёнка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения;
выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его положения в нём;
выявление отношения ребёнка к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению.
После сбора информация анализируется, систематизируется. Затем начинается поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и определяются задачи работы.
Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. Так как путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.
Формы профилактической работы
В школе применяются следующие формы профилактической работы с обучающимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:
-профилактическая беседа с учениками и родителями;
-посещение уроков с целью наблюдения;
-вовлечение подростка в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);
-привлечение педагога-психолога (консультации, тренинги, индивидуальная и групповая коррекционная работа);
-посещение семьи;
-психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для школы темам:
-социально-педагогическое консультирование;
-классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный -педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник);
-Совет профилактики.