Н.А Целикова, старший методист МБУ ГЦОКО города Костромы Современные подходы к разработке Рабочей программы по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми. Порядок разработки Рабочей программы В связи с вступлением в силу новых нормативных правовых документов, наступила необходимость корректировки содержания планирования образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, то есть приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (так как это четко прописано в разделе 2 ФГОС дошкольного образования), то с Рабочей программой возникает немало вопросов, которые возможно решить при анализе новых нормативных правовых актов. Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми (далее – РП) разрабатывается на основании нормативных правовых документов: Федерального закона 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»;приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;приказа Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Прежде, чем подойти к проектированию и разработке РП, важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании, и разобраться, какие документы обязывают нас разрабатывать РП. Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ устанавливается значение Рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. На основании ст.48 Федерального закона №273-ФЗ определены обязанности и ответственность педагогических работников:1. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной Рабочей программой.Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;Необходимо разобраться, кто должен разрабатывать рабочие программы?1) Примерная основная общеобразовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «Детство»; «От рождения до школы»; «Истоки», «Радуга» и др.).2) Образовательная программа ДОО - управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждой конкретной образовательной организации, разрабатывается руководителем ДОО и творческой группой.3) Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной возрастной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуры, педагога дополнительного образования, педагога-психолога), разрабатывается творческой группой и педагогами образовательной организации. Отсюда следует, что Рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.Существует несколько определений, что такое рабочая программа.. Согласно одному из них Рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов в соответствии с современным социальным заказом.Рабочая программа педагога — это нормативный документ, базирующийся на образовательной программе образовательной организации, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы, отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей и систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа педагога — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности). Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разрабатывают оба воспитателя. Специалисты ДОО также должны иметь свою Рабочую программу, которую обязательно согласовывают с основной образовательной программой детского сада и Рабочей программой группы. Рабочая программа выполняет следующие основные функции:нормативная функция определяет, что Рабочая программа это документ, на основе которого осуществляется контроль за реализацией основной образовательной программы, за полнотой усвоения материала воспитанниками, а также определяется график системы мониторинга планируемых результатов;информационная функция позволяет получить представление о целях и задачах содержания работы, о последовательности изучения материала по образовательным областям, в конкретной группе;методическая функция определяет пути достижения результатов освоения основной образовательной программы; организационная функция определяет основные направления деятельности педагога и детей, формы их взаимодействия, использование образовательных технологий, методов и средств;планирующая функция регламентирует образовательный процесс группы в течение всего учебного года.
Конечно, не стоит забывать о том, что любая РП должна пройти соответствующую экспертизу и только после этого может быть использована педагогами в работе. Так как РП является нормативным документом, перед ее составлением разрабатывается положение о Рабочей программе, которое является локальным актом (Приложение 1). Рабочие программы обязательно принимаются Педагогическим советом образовательной организации и утверждаются приказом заведующего по основной деятельности. Срок действия рабочей программы образовательная организация устанавливает самостоятельно. Наиболее оптимальный срок 1 год. Рабочая программа может быть дополнена или изменена на усмотрение педагогического коллектива образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.
В положение о Рабочей программе могут быть выделены следующие разделы:
1. Общие положения.2. Цели и задачи.3. Технология разработки.4. Структура.5. Требования к содержанию.6. Требования к оформлению.7. Рассмотрение и утверждение. 8. Изменения и дополнения.9. Контроль.10. Хранение документа. Какова структура Рабочей программы? В связи с тем, что нет жестко регламентированной структуры Рабочих программ, каждая организация имеет право разработать свою структуру. Но при этом необходимо опираться на ФГОС дошкольного образования, который содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а, следовательно, и требования к структуре Рабочей программы. Структура может быть разной. Важно, чтобы она оправдывала свое смысловое назначение. Содержание Рабочей программы разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС дошкольного образования, в соответствии с утвержденным «Положением о Рабочей программе» и должно иметь единую структуру. Примерное содержание Рабочей программыТитульный листЦелевой раздел:Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения Рабочей программы (обязательная и вариативная части).
Содержательный раздел:Содержание образовательной деятельности по 5 образовательным областям в конкретной возрастной группе. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел: Календарный учебный график (утвержденный руководителем ДОО и согласованный с органами управления образованием)Режим дня. Учебный план. Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе. Тематический план. Комплексно-тематический план. Календарь праздников и развлечений. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.Оценочные и методические материалы.Методическое обеспечение. Календарный план работы.
Хочется обратить внимание на то, что Рабочая программа ДОО является документом взаимозаменяющим традиционно разрабатываемый по единой структуре «План воспитательно-образовательной работы группы» и должна быть дополнена еще одним плановым (тактическим) документом – календарным планом работы.
Приведенное выше содержание является примерным. Возможно в Рабочую программу включать подразделы, необходимые вашей организации.
Подробное наполнение содержания Рабочей программы
Титульный листнаименование образовательного учреждения по Уставу, гриф утверждения руководителем, наименование РП в соответствии с возрастной группой или направление работы (специалисты ДОО), срок реализации.Ф.И.О. педагога (педагогов), работающих по данной РП.название города, год составления РП. по требованиям делопроизводства к нормативной документации РП прошивается и заверяется печатью и подписью заведующей.
| | МБДОУ города Костромы «Детский сад №__»«Утверждаю»приказ №____________от « »___________20____ годЗав. ___________Л.А. ЯковлеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы общеразвивающей направленностина 2014-2015 учебный год Воспитатели Иванова Мария ИвановнаПетрова Нина Михайловна Кострома
2014
|
|
I. Целевой раздел: Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой (наименование образовательной программы организации). Содержание пояснительной записки | Как представлено, где взять | Нормативные правовые документы, в соответствии с которыми разработана РП | Список, выписка из ООП | Цель | Выписка из ООП | Задачи:часть, формируемая участниками образовательных отношений
| Выписка из ООП | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | Выписка из ООП | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 2—й младшей группы | Таблицы, заполняет воспитатель (Таблица 1, Таблица 2) | Особенности семьи | Таблицы, заполняет воспитатель(Таблица 3) |
Основные особенности контингента детей группы
Таблица 1№п/п | ФИ ребенка | Дата рождения | Группа здоровья (диагноз) | Ростовая группа | Результаты обследования речи детей | Особые отметки | | | | | | | |
Таблица 2Кол-во детей | Кол-во девочек | Кол-во мальчиков | 1 группа здоровья | 2 группа здоровья | 3 группа здоровья | Дети-инвалиды | Дети «группы риска» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Социальный паспорт группыТаблица 3Группа | Количество семей | Количество родителей | Семьяиз двух поколений | | Семьяиз трехпоколений | | Количество детейв семье | Образование родителей | | | Средний возраст родителей | Кол-во малообесп семей | Кол-во неблагопол .семей | | | | Полная | Неполная | Полная | Неполная | | Среднее | Ср/специальное | Высшее | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Планируемые результаты освоения РП (обязательная и вариативная части).
Конкретизация целевых ориентиров ДО применительно к определенному возрасту. Выписка из ООП в соответствии с возрастом.
II. Содержательный разделСодержание образовательной деятельности по 5 образовательным областям:
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»; образовательная область «Познавательное развитие»; образовательная область «Речевое развитие»; образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;образовательная область «Физическое развитие».
Рекомендуется включать модели, таблицы, схемы из ООП ДОО. Пример описания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»(из опыта работы МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка - Детский сад №67») Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | | | Основная цель | Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства | | Содержание (задачи) | Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
| | Виды деятельности | Игровая (сюжетно-ролевые игры, в том числе режиссерские и творческие игры, игры с правилами).Элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд и труд в природе).Специально организованная деятельность – «комплексные виды деятельности», направленные на построение образа мира и себя в нем.
| | Образовательная область реализуется через тематические модули (направления) | Тематический модуль | Раздел программы «Детство» | | Социализация | Дошкольник входит в мир социальных отношений | | Труд | Развиваем ценностное отношение к труду | | Безопасность | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Специфика реализации | Решение вышеназванных основных задач невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков)Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются в интеграции со всеми другими образовательными областями, процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектамиЗначительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей
| |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
Необходимо отразить работу по психолого-педагогическому просвещению родителей:
ежедневное взаимодействие с родителями по реализации ООП; сотрудничество с семьями воспитанников.
Планирование работы с родителями по ежедневному взаимодействию по реализации ООП (из опыта работы МБДОУ города Костромы «Детский сад №56»)
Тема | Формы работы | сроки | Источник информации | Животный мир | Подбор экспонатов для коллекции (птицы) | 6 – 17 октября | … | | Составление рассказов о птице – экспонате коллекции | | | | Изготовление книжки – малышки о домашнем питомце | | | | ХПД «Нарисуй отгадку» | | | | Дидактическая игра «Чьи детки» | | | | Картотека подвижных игр: «Угадай животное» | | |
Планирование работы по сотрудничеству с родителями (автор В.В. Раева) Тема собрания | Месяц | Формы сотрудничества | Срок исполнения | Характер подготовки | Ответственный | Литература | | Индивидуальная работа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
План сотрудничества с родителями (из опыта работы МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка - Детский сад №35») Сроки выполнения | Мероприятия плана работы ДОУ на год | Индивидуальные формы работы (беседы, консультации, посещения, поручения и пр.) | Коллективные формы работы | | Наглядно-информационные формы работы (выставки, газеты, стенды, папки-раскладушки, папки-передвижки и пр.) | | | | Родительские собрания | Встречи, круглые столы, праздники, развлечения, выставки, дни открытых дверей, конференции и пр. | | Сентябрь | 1.Индивидуальные консультации.2.Беседы с родителями, в рамках акции «Внимание дети!» | Какой от ребенок 3 лет? | «Давайте познакомимся» | Фото выставка «Мой малыш» | Папка – передвижка «Дорожная азбука» |
III. Организационный раздел Содержание организационного раздела | Как представлено, где взять | Календарный учебный график | Ксерокопия утвержденного календарного учебного графика | Режим дня | Выписка из ООП по возрасту (теплый, холодный период) | Учебный план (по возрасту) | примерная сетка основных видов непосредственно образовательной деятельности; примерная сетка совместной образовательной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах; примерная сетка самостоятельной деятельности детей (Выписки из ООП по возрастной группе)
| Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе | Выписка из расписания по конкретной группе | Тематический план (возможно с развернутым содержанием) | Выписка из ООП по возрасту | Комплексно-тематический план | Составляют воспитатели группы согласно тематическому плану по утвержденной форме | Календарь праздников и развлечений | Выписка из плана работы на учебный год | Модель организации образовательного процесса | Выписка из ООП по возрасту | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы. Описание имеющихся центров (уголков) по 5 образовательным областям, их содержание и наполнение в соответствии с возрастом | Оценочные и методические материалы | Схемы, таблицы, диагностические методики. Выписка из ООП ДОО | Методическое обеспечение | Перечень программно-методического обеспечения РП по конкретной возрастной группе по 5 образовательным областям. Выписка из ООП или утвержденного списка (локального акта ДОО) | Календарный план работы | Ежедневное планирование образовательной деятельности. Форма календарного плана утверждается на педагогическом совете |
|