Лето –это самый благоприятный период для общения ребёнка с природой, это десятки самых разнообразных игр на свежем воздухе, это большие возможности для ознакомления дошкольников с окружающим миром. Каждый день, каждую минуту необходимо использовать для обучения, развития, воспитания детей, обогащать их знания и представления, стараться как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить знания, полученные в течение года. Одним из важных видов деятельности в летний период, я считаю труд детей в природе. К сожалению трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
В современных дошкольных учреждениях зачастую в летние месяцы упускается работа трудового воспитания детей, а если и используются, то только 3 вида трудовой деятельности – самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд. А такой интересный и познавательный вид как труд в природе, зачастую остаётся в забытье.
А. В. Запорожец писал: "Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности".
На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Так на территории детского сада расположился небольшой огород .
Вместе с детьми старших групп в конце мая мы сделали грядки и посеяли свёклу и морковь. В посадке лука, фасоли и гороха с нами принимали участие дети младших групп. С рассадой капусты и помидор, помогли родители. Не оставили без внимания и цветники. Сейчас ухаживаем за посадками и даже собираем урожай.
Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные детьми овощи, посаженные ими деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). А какую радость испытывают дети когда собрав свеклу несут ее на кухню, чтобы повара сварили суп для всех детей сада.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений, экспериментируют, познавая живую природу.
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.