Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

Skip Navigation LinksДомашняя

Словарь профориентационных терминов

                 ​prof.jpg

Активность – способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.

Анкета  набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.

Банк вакансий – информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Безработица – 1) приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; 2) социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Безработные – трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу.


Биржа труда (служба занятости) – государственная организация, зани­мающаяся вопросами трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ.

Вакансия – свободное место, незанятая должность. 

Востребованность профессии на рынке труда – соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

Высшее профессиональное образование – образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Высшее учебное заведение – учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Государственная служба занятости – система государственных учреждений и организаций, созданная для реализации политики занятости насе­ления, содействия гражданам в трудоустройстве и контроля соблюдения прав граждан на труд и занятость.

Готовность к профессиональной деятельности – осознание человеком своих целей и возможностей, оценка имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов получения профессии и планирование профессиональной деятельности.

Должностная инструкция - нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.

Должность  – это служебное положение, место, занимаемое человеком в организации, на предприятии и связанные с ним служебные обязанности.

Дополнительное образование – образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Жизненная перспектива - целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.

Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. 

Заработная плата - 1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; 2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая система средств, при­ёмов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности, позволяющая людям с разными способностями и особенностями добивать­ся равной эффективности в одной и той же работе, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Инициатива - побуждение к действию, готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям, сознательное их выполнение.

Интерес – положительно окрашенная направленность личности на деятельность или объект.

Карьера – 1) осознанный трудовой путь, человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

Квалификация – 1) степень и вид профессиональной обученности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; 2) характеристика вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности; 3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности.

Классификация профессий  объединение профессии в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель и предметы труда, уровень образования и т.д.


Коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности.

Конкуренция на рынке труда - наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.

Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.

Курсы профессиональной подготовки – форма обучения, позволяющая приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не повышая образовательный уровень.

Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе критериев и самореализация себя на основе этих критериев. На основе личностного самоопределения формируется профессиональное самоопределение.

Мастерство – высший уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Медицинские противопоказания - перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Методы оценки персонала – способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и т.д.).

Мотивация – 1) процесс побуждения людей для достижения целей организации; 2) создание регулирующих трудовые отношения условий, обеспечивающих соответствие между конкретными интересами работника и работодателя.

Мотивы профессиональной деятельности – внутренние побуждения, определяющие направленность человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и т.д.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и т.д.).

Навыки - автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).

Общие способности – система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Одарённость - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.


Ошибки в выборе профессии – затруднения в выборе профессии, связанные с искажениями или отсутствием профинформации, неверной самооценкой, несформированностью ряда психологических качеств, необ­ходимых для принятия самостоятельного решения.
Память - общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению,  сохранению и воспроизведению знаний и навыков

Повышение квалификации – рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.

Подготовительные курсы  – краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в ВУЗы и ССУЗы по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная - для иногородних

Призвание – совпадение влечения к какой-то профессии и наличия необходимых природных данных.

Предмет труда - система взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и нематериального порядка.


Проектирование профессионального пути – создание профессиональ­ного проекта, включающего опенку исходной ситуации (внутренних воз­можностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессио­нальных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и по­требностей человека с внешними предложениями и требованиями; анализ ресурсов для достижения желаемого профессионального будущего; пост­роение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выяв­ленных ресурсов и ограничений.

Профессиограмма – обусловленная содержанием труда система коли­чественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией.

Профессионализация — процесс становления профессионала, включа­ющий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможно­стей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала.

Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению профес­сиональных задач, дающая возможность достигать значительных качествен­ных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выпол­нения рабочих заданий.

​Профессиональная адаптация – приспособление человека к новым для него условиям труда.

Профессиональная информация – информирование граждан о состо­янии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и спе­циальностей, о требованиях, предъявляемых, ими к личности, об условиях и режиме труда, о конкретных предприятиях региона, о возможностях трудо­устройства, получения специальности.

Профессиональная компетентность – сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.

Профессиональная мотивация - побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональная обучаемость – открытость к дальнейшему професиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление че­ловека к обновляющимся условиям профессионального опыта.

Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профес­сии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Профессиональная подготовка – приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им специальных знаний, умений, навыков.

Профессиональная проба – испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, повышающее осознанность выбора профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) – индивидуальные особен­ности человека, обеспечивающие успешность профессионального обуче­ния и профессиональной деятельности.

Профессиональное резюме – краткая биография человека, в которой указывается его образование, опыт, интересы и иная информация, дающая возможность предложить свои услуги на рынке труда.

Профессиональное самоопределение – процесс формирования отно­шения человека к профессиональной деятельности, согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, происходящий на протяжении всей жизни человека.

Профессиональные болезни – заболевания, вызванные неблагоприят­ными факторами профессиональной деятельности.

Профессиональные вредности – факторы профессиональной деятель­ности, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.).

Профессиональные намерения – осознанное отношение к определен­ному виду профессиональной деятельности, включающее знания о предназ­начении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.

Профессиональный ожидания - мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.

Профессиональные притязания – стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности.

Профессиональные склонности - избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства человека, отвечающие требованиям данной профессиональной де­ятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.


Профессиональный отбор – изучение и вероятностная оценка пригод­ности человека к овладению специальностью и успешному выполнению про­фессиональных обязанностей по определенным критериям.

Профессиональный план – мысленное представление профессиональ­ного будущего, сложившееся на основе склада характера человека, его склон­ностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.

Профессиональный подбор – подбор профессии (не предъявляющей жес­тких требований к работнику) по критерию профессиональной успешности.

Профессиональный потенциал – совокупность возможностей и способ­ностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональный тренинг – система мероприятий, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессио­нальных качеств.

Профессия – вид трудовой деятельности, являющийся источником су­ществования и требующий определенной квалификации.

Профильный класс - форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).


Профконсультант – специалист, оказывающий помощь в выборе про­фессии.

Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в тече­ние определенного времени.

​Рабочая сила – 1) особая разновидность товара на рынке труда; 2) эк­номическая категория, выражающая способность к труду; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы.

Рынок образовательных услуг - система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории.

Рынок труда – система общественных механизмов и организаций, по­зволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, а покупателям (рабо­тодателям) найти работников, которые им требуются для ведения деятельности.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности.


Система профессиональной ориентации – деятельность различных го­сударственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса про­фессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

Специальные профессиональные способности – психологические свой­ства личности, требуемые от человека и рамках данной профессии, но при более узкой специализации.

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образователь­ных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Средства профессиональной деятельности – вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функци­ональные) средства трудовой деятельности человека.

Сфера профессиональной деятельности – специфическая область тру­довой деятельности, объединенная общностью предметов, орудий, техно­логий и результатов труда.

Требования профессии к человеку – требования, которые предъявляет профессия к личности работающего.

Труд – 1) целесообразная деятельность человека, направленная на со­здание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе проиводства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение.

Трудовая деятельность – единство внешних элементов (предметно-действенный аспект): рабочее место, орудия труда, действия, последователь­ность операций и т. д. – и внутренних элементов (психологический аспект).

Трудовые отношения – совокупность регулирующих правил и взаимо­связей между действующими лицами по поводу отношений занятости.

Трудовые ресурсы – часть населения страны, имеющая данные, необ­ходимые для работы и народном хозяйство.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отно­шении личности к процессу трудовой деятельности.

​Удовлетворенность трудом – эмоционально-оценочное отношение че­ловека к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Условия труда – 1) совокупность социальных и производственных фак­торов трудовой деятельности человека (оплата труда, продолжительность рабочего времени, технические, санитарно-гигиенические, производственно-бытовые и прочие условия.

Формы обучения - дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Ценностные ориентации - установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.

Человеческие ресурсы – население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективное поведение на рынке труда – способность оперативно ре­шать вопросы трудоустройства, обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т.д.

Эффективность труда – объем труда, вложенного работником в организацию.​