Skip Navigation LinksФорум_РЯ_2023

  
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
  

Механизмы взаимодействия учителей-словесников и учителей-предметников:

– взаимопосещение уроков;

– подготовка предметных недель, внеурочная деятельность;

– проведение совместных конкурсов по предметам;

– организация и проведение совместных методических объединений;

– обмен опытом на методических объединениях и педагогических советах;​


Такое сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет обучающимся в формирование коммуникативной компетенции, определит направление образовательной деятельности , в полной мере удовлетворить образовательные потребности всех участников учебного процесса.



​​​

​Провести мониторинг функциональной грамотности, скорректировать формы взаимодействия педагогов друг с другом: мастер-классы, круглые столы по обмену опытом

​Задания по определению темы и основной мысли текста, преобразование текстовой информации в кластер, таблицу, схему и т.п., построение устного и письменного рассуждения

​Связность речи

  

 

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
Поэтому одной из ключевых компетенций, которой должен овладеть школьник в процессе обучения, является коммуникативная компетенция. Формированием умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии  должны заниматься не только учителя , но и другие учителя-предметники.  Для этого возможно проведение интегрированных уроков, взаимопосещение уроков,  анализ  творческих письменных  работ по гуманитарным предметам совместно с коллегами, изучение формата творческих работ по истории, обществознанию.
 

​​

​Желание повысить уровень знаний обучающихся поможет найти пути ваимодействия с коллегами

​Задания по преобразованию текста,работа над понятием,установление причинно-следственных связей

​Основная проблема современных старшеклассников-неспособность​ связно высказать свою мысль. Кроме этого выпускники мало читают. При подготовке к итоговому сочинению они прочитали  в основном короткие рассказы, которые могли бы подойти к разным темам.

  

​Включение учителей-предметников (в рамках ШМО, РМО) в работу  по обмену опытом и методическими разработками в практике создания связных текстов по разным предметам, создание​​​​​​ базы данных такой практики и методических разработок.​

​​​​​​​​​​​​


​Повысить мотивацию в этом случае возможно путем организации групповой работы, когда можно получить помощь, консультацию от коллег-предметников​​​​​​​

​Проанализировав задания ЕГЭ, можно увидеть, что каждый предмет предполагает создание связного текста. Например,  иностранные языки:  написание личного письма в ответ на письмо-стимул от зарубежного друга, создание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение».

− обществознание: развернутые ответы на вопросы, например, используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.);

− история: историческое сочинение об одном из трех исторических процессов или об одном из трех исторических деятелей (с 2021 г.); анализ исторического источника, исторической ситуации, аргументация предложенной точки зрения.

- Физика, химия, математика предполагают выполнение заданий, требующих развернутого ответа с обоснованием

Таким, образом, мы видим, что работа каждого учителя-предметника, направленная на подготовку к ГИА, связана с работой над созданием связных текстов


​Встречались работы с неудачным подбором произведений для аргументации, ​​фактическими ошибками. При выборе темы выпускники не всегда отталкивались  от выбора произведений, которые могли бы использовать дл аргументации

  

​Взаимопосещение уроков

​Основная проблема в подготовке учащихся к итоговому сочинению заключается в нежелании детей читать художественную литературу.

  

​​​​
Добрый день.Скажите,пожалуйста,будет ли в  этом году (как обычно в апреле) РКР для 10 класса в форме итогового сочинения?

  

​Включать учителей - предметников в работу РМО, ШМО для систематического обмена методическими разработками и опытом в прпактике создания связных текстов.

​Проблема старшеклассников- это неспособность связно высказывать свои мысли. Мало читают , в основном в сокращении​

  

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут педагоги, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол» — одна из форм взаимодействия педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяют поставить всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость.

Интересная форма работы, объединяющая сотрудников – педагогическая газета.

Я думаю,что можно использовать следующее:

​​​доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения урока (занятия) или мероприятия;

проведение открытых уроков, семинаров;

направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;

содействие в выдвижении на престижный конкурс;

возможность представлять свою школу на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;

помощь в обобщении опыта, публикаций к печати;

содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.​

Грамотный руководитель коллектива​ должен чётко знать, что​ не все сотрудники мотивированы одинаково.Поэтому​ он должен точно распознавать​ актуальные мотивы каждого​​ из своих педагогов,стараться по возможности удовлетворить потребности​ каждого​.​ Но управлять следует не с​​амими педагогами, а ​отношениями  в коллективе!​


Опыт показывает, что связная речь учеников, будь-то устная или письменная, оставляет желать лучшего. Причём наблюдения доказывают, что страдают одновременно и культура речи, и сама речь как способ выражения мысли.​​

  

​Большое спасибо, за предоставленный материал. 

​Затрудняюсь ответить. Учителей не хватает, боьшая нагрузка, времени мало для подготовки "обычного" урока, а для открытого требуется больше времени.

​Обществознание: составление плана (простого и сложного). По любому предмету при выполнение задания впервую очередь требуется его внимательно прочитать, разобрать. Учащиеся или не дочитывают, или пропускают. Вывод: больше обращать внимание на анализ текстов, заданий, абзацев. 

​Дети читают невнимательно. Читают в кратком содержании. Читательские дневники не заполняют. Некоторые родители даже против этих читательских дневников. 

  

​Необходимо развивать умения смыслового чтения при анализе текстов по разным предметам. Рекомендуем использовать задания, передполагающие развёрнутые письменные ответы (история, обществознание, география, биология) 

​Изучать приемы и практики других педагогов, использовать опыт коллег, участвовать в работе региональных проф. сообществ 

​Предлагаем при подготовке к ЕГЭ использовать задания, которые позволят отработать элементы читательской грамотности (задания - ессе, где необходимо высказать свою точку зрения) 

​Неспособность рассуждать по предложенной теме, использование стереотипных тезисов, наличие речевых и грамматические ошибок 

  

​Необходимо развивать умения смыслового чтения при анализе текстов по разным предметам; рекомендуем использовать задания, предполагающие развёрнутые письменные ответы по истории, обществознанию, географии и др.

​Изучать приёмы и практики других педагогов, использовать опыт коллег и активно включаться в работу региональных общественно-профессиональных сообществ 

​Предлагаем при подготовке к ЕГЭ использовать задания, которые позволят отработать элементы читательской грамотности, (задания, эссе, где необходимо высказать свою точку зрения)

​Неспособность рассуждать по предложенной теме, использование стереотипных тезисов, наличие речевых и грамматических ошибок 

  

В целях улучшения работы обучающихся по написанию связных текстов можно предложить следующие механизмы взаимодействия: диссеминация педагогического опыта на вебинарах, круглых столах, мастер-классах.

​Для налаживания взаимодействия учителей друг с другом можно предложить участие в круглых столах, вебинарах, мастер-классах. Организовать обучение для педагогов.

​Не знакома с заданиями ЕГЭ по истории, обществознанию, географии.

В ходе проверки работ итогового сочинения выявили схожие проблемы, которые описаны в аналитичеком отчёте.

  

​Объединённые методические совещания, интерированные уроки или внеурочные занятия

​поощрение

​ темы эссе по обществознанию зачастую перекликаются с нравственной проблематикой сочинений по русскому языку и литературе

​подмена анализа пересказом, несоответствие аргументов заявленному тезису 

  

​Посещение уроков, подготовка и проведение предметных недель, организация и проведение открытых семинаров, уроков​



Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

​​

Низкий уровень читательской​ и речевой культуры,​ограниченный кругозор выпускников,отсутствие сотрудничества при подготовке к написанию сочинения между учителями русского языка и учителями других предметов


​​

  

​Круглые столы, вебинары, обучение молодых педагогов



​Взаимное посещение уроков, мастер-классы


Составление плана, там тоже есть сочинение


​Грамотное формулировка и изложение  мыслей​


  

​Интегрированные уроки, обмен опытом на совместных заседаниях методических объединений 

Выполняя вторую часть ЕГЭ по географии, обучающийся  столкнется с необходимостью написания (или анализа) лаконичного  связного текста.

 

Ряд заданий  ЕГЭ по обществознанию предполагает развёрнутый ответ вопрос. Обществознание также предполагает создание мини-сочинений, работу с которыми на уроке можно проводить силами обучающихся посредством сравнения, сопоставления и критики, написанных ими во время выполнения урока (или заранее) соответствующих текстов.

 Во второй части материалов ЕГЭ по биологии содержится задание с элементами редакторской работы. Есть задание с четким указанием необходимости связного текстового обоснования позиции ученика.​


​"Упрощённые возможности" в привлечении литературного материала

  

​В нашем образовательном учреждении ежегодно проводится  тематическая Неделя педагогических технологий. Данное  мепориятие - это возможность увидеть не только себя, но и своих коллег,  это своеобразный источник обогащения как учителя, так и ученика. Новые формы работы, методики,интересные учебные задания...Как часто мы, филологи, в "корзину идей" собираем опыт учителей-предметников, а они - наш. Учитель физики, оказывается,  просит отвечать только полным ответом на поставленный вопрос, а учитель географии предлагает описать рельеф местности, используя средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, гипербола). Математика - царица наук. Она учить сравнивать не только при помощи арифметических знаков, но и  используя вводные слова ( оформить письменное высказываание ).

Учителя русского языка и литературы неоднократно выступали  на методических мероприятиях образовательного учреждения и акцентировали своё внимание именно на совместной работе  ВСЕХ учителей-предметников при подготовке с созданию связных (устных или письменных) текстом : приёмы, формы, методы.

​Мотивация - это импульс. Значит, на мой взгляд, одним из условием  для налаживания отношений взаимодействия друг с другом должно стать ЖЕЛАНИЕ  учителя. Учителя-предметники в современных условиях чётко осознают, что урок - путь обучающегося в жизнь. Учить надо совместно (!). В практике образовательного учреждения необходимо организовывать интегрированные уроки и внеурочные занятия. Администрация школ всегда поддерживает новое, необычное, учащиеся открывают ЗУН в процессе исследования, учебной дискуссии...

Воэможным механизмов может стать некий рейтинг "Как мы взаимодействуем с (определённая область)? Мы стараемся, чтобы дети проявляли лидерские качества. Что для это делается? Рейтинг  класса по учебной и внеучебной деятельности. Чтобы стать победителями, стараются не только дети, но и их родители: собирают "5" за определённый период, помогают неуспевающим, включаются в конкурсную работу, выезжают на экскурсионные занятия, организуют КТД.... Может и нам, взрослым, нужна такая педагогическая игра, чтобы глаза загорелись, как 20 лет назад?! От рутины, простите,устаётся.


​Обществознание - задания 24-25 - проверяют умение составить доклад по определённой теме

​Анализ сочинений убеждает нас в том, что старшеклассники стали больше читать, но тексты выбирают небольшие по объёму и ориентируются лишь на школьную проограмму. Незамысловатый сюжет без подтекста - вторая проблема. Если выбирают произведение "труднее" (например, Б.Васильев "А зори здесь тихие") не могут ЗАПОМНИТЬ имена героев, место действия, рота или взвод, полк или батальон. Для нас это кажется немыслимым, для них - естественным. Зачем запоминать? ННе хватает ОБЩИРНОГО КРУГОЗОРА.

  

​Обмен опытом и методическими разработками (на ШМО, РМО) в практике создания связных текстов по разным предметам, создание​​​​​​ базы данных такой практики и методических разработок.

​Желание повысить уровень знаний обучающихся поможет найти пути взаимодействия с коллегами.

​Формировать навыки смыслового чтения.

​Результаты итогового сочинения указывают на необходимость дальнейшего совершенствования умений обучающихся точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции. ​

  

​По моему мнению, в классах должны проводиться интегрированные уроки. Это позволит учителям-предметникам совместно добиться поставленной цели - получать связные полные письменные ответы от учащихся.

​Во-первых, каждый грамотный специалист сам должен понимать, что при изучениии литературы и русского языка важно знание истории. Возможность пригласить учителя истории и обществознания на урок литературы есть в любой школе. учителя сами должны быть заинтересованы в этом.

Во-вторых, можно порекомендовать администрации школы провести методическое объединение по данному вопросу. Думаю, что учителей это заинтересует.





​По обществознанию выпускники пишут развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Это способствует улучшению написания связного текста. Задания 20 и 21 на ЕГЭ по истории спообствуют умению приводить аргументы.

Типичная ошибка - пересказ текстов произведений, неумение их анализировать. 

Фактические ошибки при аргументации.

Отсутствие микровыводов при аргументации или слабо сформулированные микровыводы.



  


– посещение уроков;

– подготовка предметных недель, внеурочная деятельность;

– проведение конкурсов по предметам;

– организация, проведение и посещение открытых занятий и районных семинаров;

– обмен опытом на методических объединениях и педагогических советах;

– участие в работе творческой лаборатории;

– педагогический консилиум;

– индивидуальные беседы.




1. Определите цели сотрудничества2. Развивайте чувство общности3. Установите с коллегами общие правила и нормы

4. Решайте конфликты конструктивно


​​историческое сочинение, задание номер 25 ЕГЭ​​

  
  

​Проводить интегрированные уроки. Взаимопосещение уроков. 


  


​Подготовка обучающихся к речевому высказыванию (письменному или устному) – задача всех учителей-предметников.  Выпускник за определённое время должен продемонстрировать умение создавать экспромтом самостоятельный, грамотно оформленный, развернутый текст.  Учителя русского языка и литературы, безусловно, вносят большой  вклад в развитие необходимых умений и несут огромную ответственность за результат. Но на уроках по разным предметам ученики выполняют задания, которые должны способствовать повышению качества итогового сочинения: выбирать тему, определять нужный для её раскрытия материал, отвечать на вопрос темы,  составлять тезисный план.  Возможно проведение интегрированных уроков. Последовательная, целенаправленная работа, в которой примут участие учителя всех учебных предметов, несомненно, улучшит показатели итогового сочинения. Ответственность и учителей-предметников – залог качества итогового сочинения. 

Этот вопрос вызывает затруднения, ведь налаживание взаимодействия учителей друг с другом при подготовке к итоговому сочинению - это задача, которая, прежде всего, должна стоять перед администрацией ОО, так как хороший результат - результат совместной работы.​

Чтобы способствовать улучшению написания связного текста можно использовать работу учителя-предметника по подготовке обучающихся, например, к ЕГЭ по обществознанию. Задания-помощники:  20 (формулировка суждений), 22  (ответ на вопрос), 23 (привести подтверждения)​, 24 (составление сложного плана), 25 (ответ на вопрос).

​Проверяя и анализируя работы двух последних лет, можно выделить распространённые проблемы: незнание частью выпускников содержания произведений художественной литературы (часто даже знаковых); неумение внимательно читать и понимать формулировку темы, вычленять в ней ключевые слова; неумение строго следовать теме сочинения на протяжении всего созданного текста; неумение примеры- иллюстрации превращать в аргументы, сводить их просто к пересказу.

  

​Можно использовать проведение открытых занятий, обмен опытом на МО и педагогических советах, сетевое взаимодействие учителей

​Работа с текстами по истории, обществознанию, географии и др.предметам, сочинение по истории, комментирование тезиса, формулировка собственного высказывания по поводу высказанной мысли, формулировка проблемы и главной мысли

​Можно отметить такие проблемы, как узкий читательский кругозор,незнание текста художественного произведения.неумение анализировать формулировку темы

  

​Проведение бинарных уроков (литература+история, литература+ обществознание и т.д.).

Апробация итогового сочинения  с применением литературных и исторических примеров.

​Материально, чтобы учитель четко знал свои обязанности, выполнял их  и знал, за что именно он получает  опрееленную сумму.

​Отрывки из телеграмм, мемуаров писем той или иной эпохи в сопоставлении с определенным произведением.  Пример задания: закончи письмо или телеграммму.

Использование  иллюстративного материала​ (портреты, плакаты изображение сражений и т.д.). для определения четких дат, периодов. Составление описаний или рассуждений по иллюстрации.

Восстановление таблиц  и  последующее их описание с подведением итогов.

​Слабый читательский опыт.  

Неумение строить логически связанные тексты. Часто литературные примеры  кажутся "притянутыми за уши".

Неудачное привлечение литературных примеров

Значительное количество ошибок, связанное с непониманием текста.

  

​Добрый день, коллеги! Большое спасибо за информацию. Приятно, что ознакомиться с материалами можно было в удобное время.                                                                                    Давно и плодотворно взаимодействуем с учителями обществознания. На прошлой неделе в 7 классе писали сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка". Ранеее ребята работали с  данной картиной на уроке обществознания. Наблюдения были более глубокими, чем обычно. 

​В ходе проверки работ выявили, что выпускники зачастую обращаются к коротким произведениям художественной литературы, пытаясь облегчить свою работу во время подготовки к итоговому сочинению.

  

​Совместный анализ учителями- предметниками образовательных результатов обучающихся. обсуждение различных педагогических проблем, определение приоритета сотрудничества. Особенно, по-моему, это касается учителей русского языка - литературы и учителей истории - обществознания, потому что эти предметы тесно связаны между собой. Ребят нужно учить аргументированно  доказывать свое мнение, обобщать сказанное, делать выводы не только на литературе, русском языке, но и на других предметах. Можно обсудить в педколлективе результаты использования новых педагогических приемов и техник, особое внимание уделить формированию читательской грамотности обучающихся (особенно на уроках гуманитарной направленности). Очень полезно взаимопосещение уроков.​



​​Не нужно зацикливаться на одной схеме урока. Чтобы разбавить рутину, можно проводить совместные мероприятия, конкурсы, квесты, устраивать челленджи, включать в урок соревновательные моменты, проводить интегрированные занятия.​

​Задания с развернутым ответом.

​Некоторые ребята чтение художественной литературы (особенно объемных текстов) подменяют аудиокнигами или просмотром фильмов, которые, как правило, созданы по мотивам произведений. Из-за этого возникают различные фактические искажения. С этим я столкнулась при подготовке к сочинению. (Карамзин "Бедная Лиза". Главного героя зовут​ Эраст. Мой ученик написал Ераст. Как оказалось, слушал аудиокнигу, а зрительная память не работала). ​

  

​открытые уроки, круглые столы, семинары

​использовать различные методы взаимодействия 

​задания с письменным ответом

​Недостаточное количество времени уделяется подготовке