Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта

Skip Navigation Linksfinanse_praktika

  
  
Целевая группа
Ссылка на ресурс
Описание ресурса
  
Дошкольное

​педагоги дошкольных образовательных организаций

​Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Экономика для малышей", Алиева Елена Петровна, МБДОУ детский сад № 10 "Солнышко" общеразвивающего вида городского округа город Мантурово Костромской области. Чтобы сделать первое целенаправленное знакомство с экономикой интересным и понятным, подобран доступный возрасту старшего дошкольника материал. А чтобы не было скучно, конечно же, надо поиграть. Предложенные игровые задания не только заинтересуют детей, введут их в мир экономики, но и закрепят пройденный материал.​


  
Дошкольное

​​Старший дошкольный возраст

​Дидактическое пособие по экономике  для детей старшего дошкольного возраста. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма»​ - Парфенова Н.И. Многофункциональная игра  по экономическому воспитанию «Экономишка». Игра  направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современного мира, организации материальной стороны окружающего пространства.​​​




  
Дошкольное

​Средний дошкольный возраст

Методическая разработка занятия, Коннова Татьяна Владимировна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Азбука экономии». Проводя с детьми данное занятие, я продолжаю формирование понимания у детей единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов. Во время занятия происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.​


  
Дошкольное

​дошкольники

Представленные дидактические материалы разработаны с целью обогащения экономических представлений старших дошкольников, могут быть полезны в совместной с детьми деятельности как педагогам, так и родителям (законным представителям) воспитанников.

Путеводитель представляет собой книгу, каждый лист которой содержит одно понятие и сформирован по следующей структуре: понятие, определение, иллюстрация, задание для закрепления. ​



  
Дошкольное

​дошкольники

Информационно - познавательный проект "Экономика для малышей"​, Маркова Марина Витальевна, воспитатель МКДОУ Георгиевский детский сад общеразвивающего вида Межевского муниципального района Костромской области. Цель проекта: формирование у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний.​

  
Дошкольное

​дошкольники

​Методическое пособие "Наш семейный кошелёк" разработали воспитатели Зеленова Наталия Валентиновна, Сизова Екатерина Сергеевна​ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Ромашка» комбинированного вида городского округа город Мантурово​Книга «Наш семейный кошелек» в ненавязчивой форме поможет познать азы семейной экономики увлеченно и заинтересованно. Книга предназначена для детей 6-8 лет, их заинтересованных родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Книга содержит, интересные и полезные сведения о том, как формируется семейный бюджет и как его правильно расходовать. ​



  
Дошкольное

​Дошкольники

​Дидактический материал "Занимательная пицца" разработалиа Яблокова Елена Витальевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Родничок»» городского окргуа город Шарья. Во время игры дошкольники знакомятся с современными профессиями экономического профиля: бизнесмен, рекламодатель, директор ресторана, кафе, предприниматель, продавец и т.д. Здесь же дети узнают о том, что людей, которые честно и хорошо работают, общество ценит и уважает, что в результате труда людей появляется продукт — вещь, предмет, идея, что за свой труд взрослые получают деньги, на которые покупают все необходимое для своей жизни.​

  
Основное общее

​7 класс

​Финансовая грамотность является одной из основных тем, обсуждаемых в современном образовании и внедряемых в обучение учащихся. Включение тем по финансовой грамотности в программу предметной области Технология является обязательным, как и для остальных предметов.

Темы по Финансовой грамотности, должны тесно пересекаться с программой предмета. Изучая раздел «Технологии обработки пищевых продуктов», необходимо включить такой элемент финансовой грамотности, как расчет продуктов, для приготовления блюд, расчет рациона питания на день, месяц, проведение исследования «Где продукты дешевле и качественнее?», что будет отражать особенности места проживания.

При изучении раздела «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» необходимо включить изучение материала, связанного с расчетом материалов, затраченных на изготовление изделия, расчет себестоимости полученного изделия, выполнение исследования по теме «Что дешевле купить или изготовить самому?». Так как данный раздел тесно связан с работой на дому, необходимо включить темы по изучению предпринимательства, что бы учащиеся представляли, как стать индивидуальным предпринимателем, какие документы для этого требуются и т.д.

Раздел «Технологии получения, преобразования и использования энергии» должен сопровождаться расчетом используемой энергии за месяц и её стоимости. Кроме этого, необходимо при изучении каждого раздела необходимо рассматривать пути экономии в разных случаях, каким образом можно сэкономить материалы, электроэнергию и т.д.

Изучая раздел «Производство» необходимо познакомить учащихся с понятием «Потребность» и «Блага», рассмотреть вопросы о необходимых потребностях человека и потребностях, на которых есть возможность сэкономить.

Кроме разделов, предложенных программой необходимо включить в программу изучение тем по семейной экономике, при изучении которых необходимо изучить типы семейного бюджета, каким образом можно экономить, какие покупки товаров или услуг будут обязательными, а какие можно уменьшить, как произвести накопления в семье.

Занятия по финансовой грамотности на уроках технологии необходимо проводить с 5 класса. Занятия должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, то есть в 5 классе разбираются более простые вопросы, задачи, ситуации, в 8-9 классе учащиеся решают уже более сложные задачи, задания, вопросы.

Формы и приемы работы, которые необходимо применять должны содержать больше практических заданий. Это может быть решение практических задач, разбор практических ситуаций. Необходимо включать игровые формы работы, например, провести «Финансовый бой», во время которого учащимся предлагается один вопрос разобрать с различных точек зрения. Например, вопрос «Что дешевле купить или изготовить самому», во время решения которого одна группа учащихся подбирает аргументы за высказывание, что дешевле купить, а вторая группа, подбирает аргументы, что дешевле изготовить самому. После подбора аргументов в группах, учащиеся приводят свои аргументы по очереди: аргумент от одной группы и аргумент от другой. В итоге игры побеждает тот. Кто представил большее количество аргументов, кто выступал ярко, аргументировал свои высказывания, эмоционально.

Еще одной интересной формой работы будет являться составление «Вредных советов» по финансовой грамотности учащимися. Данную форму работы можно применять для закрепления материала, для освоения пройденного в конце изучения раздела. Пример внедрения Финансовой грамотности в 7 классе методическая разработка итогового занятия. 


  
Начальное общее

​3 класс

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она важна для каждого школьника, ведь всякому человеку необходимо знать: что такое семейный бюджет, из чего он складывается, для чего нам необходимо планировать свой семейный бюджет, как изменяется структура расходов семьи, по каким причины они могут изменяться, какую роль в экономике семьи играют сбережения, кто и как может влиять на благосостояние семьи. Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными, и актуальными в любой семье, в семьях с большим достатком и со скромными доходами, в опытных и особенно в молодых.  И поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств. Дети должны знать, какой вклад в экономию семейного бюджета они могут внести, что есть траты, от которых они могут отказаться или сократить, чем помогут родителям в деле сохранения средств семейного бюджета.

  На данном занятии важно сформировать у учащихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Учащиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов: что если они купят менее нужные вещи, то не смогут купить необходимые; поэтому важно оценивать свои потребности и выбирать, уже в их возрасте свои покупки по степени важности.


  
Основное общее

​5 класс

​Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач, формирование культуры финансового поведения.
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся умеют в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умеют решать основные типы задач на проценты
личностные: вступают в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимают и продвигают предлагаемые идеи, аргументируют свою точку зрения, умеют анализировать и интерпретировать финансовую информацию
метапредметные: умеют воспроизводить смысл понятия проценты; умеют обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; умеют контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Тип урока: урок систематизации и закрепления знаний и умений
Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, раздаточный материал.

  
Основное общее

​7-9 класс

​Итоговая игра, проводимая в рамках Недели финансовой грамотности для учащихся 7-9 классов

  
все

​Молодые мамы

​Занятие для молодых мам о смейном бюджете и способах его экономии и пополнении

  
Начальное общее

​учащиеся 4-5 классов

​Цели урока: 
повысить интерес младших школьников к урокам финансовой грамотности,
познакомить учащихся с понятием деньги, историей появления, функциями и видами денег.

расширять кругозор обучающихся, развивать коммуникативные навыки.

Задачи: 
узнать, что такое бартер, и чем он неудобен

объяснить причины появления денег


  
Начальное общее

​Учащиеся 4-5 классов

​   В настоящее время важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1. ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2. финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.

   Актуальность проблем программы финансовой грамотности школьников обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни страны, так и отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании


  
все

​Молодые семьи

​Цель:
Познакомить с основами ведения семейного бюджета и сформировать навыки планирования и учета доходов и расходов  молодой семьи в сельской местности 
Задачи:
aвоспитание активного и ответственного финансового поведения у молодежи
актуализация вопросов управления доходами и расходами молодой семьи;
развитие мотивации по составлению семейного бюджета;
создание условий для включения всех в активную деятельность по составлению семейного бюджета


  
все

​Родители

​Цели: содействие потребности постичь азы финансовой  грамотности  родителями обучающихся путем приобретения ими знаний и представлений об основах экономики.
Задачи:
-формировать начальный уровень экономической  грамотности,
- способствовать развитию экономического мышления, потребности в получении экономических знаний для финансовой грамотности

Форма занятия: лекция-беседа, время и место -проведения кинозал.


  
все

​Сельские жители

​Занятие разработано для сельских жителей, знакомит с видами кредитования

  
Основное общее

​5 класс

​Место занятия в системе образования – внеурочная деятельность
Возраст обучающихся – 5 класс
Форма проведения – квест-игра
Форма организации деятельности обучающихся – групповая работа
Примерная продолжительность игры - 40 минут
Материалы и оборудование – маршрутные листы, листы с заданиями, «монетки», наградной материал, вывески с названиями станций, звукозапись высказываний из мультфильмов, картинки «ладошки» разных цветов

Цель -  научить обучающихся рационально использовать свои доходы, планировать расходы и преумножать сбережения.​​​

  
Основное общее

​7-8 класс

​Цель занятия: освоение базовых понятий: «Деньги», «Виды и функции денег», формирование понимания роли денег как важнейшего элемента рыночной экономики, формирование практических умений и компетенций формирование будущей финансовой модели поведения, подготовка учащихся к управлению денежными средствами своей семьи, к успешному решению финансовых проблем.
Задачи:
  • ​Создать условия для понимания определения понятия «Деньги», «Функции денег»;
  • Помочь учащимся рассмотреть различные виды денег и их функций, их роль в экономике;
  • Создать условия для формирования умений анализировать информацию из различных источников – текст, видеоролик, развитие коммуникативных умений;

    Создать условия для решения практических задач


  
Дошкольное
Программа направлена на познавательное развитие дошкольников и составлена для двух возрастных групп: старшей (первый год обучения.) и подготовительной (2-год обучения),
в соответствии с особенностями их развития, и реализуется в течение учебного года в каждой возрастной группе.


Дополнительная общеразвивающая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста​ "Основы финансовой грамотности", автор Виноградова Кристина Витальевна МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район
​Цель программы- формирование основ экономического образа мышления у дошкольников, осознание ими того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.
Сроки реализации программы: 2 года.
Формы обучения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.​


  
Дошкольное

​5-6 лет

​Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности». Автор: Зимина Татьяна Алексеевна МБДОУ Костромского муниципального района «Детский сад «Солнышко» поселка Караваево»
Цель Программы — формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с социальными партнерами.
Основополагающие принципы Программы:
Программа ориентирована на принципы:
- тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания,
- научности,
- доступности,
- оптимальности в отборе содержания и определений.
Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Структура Программы
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
- «Труд и продукт (товар)»,
- «Деньги и цена (стоимость)»,
- «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
- «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

  
Основное общее

​​5-7 класс

​Презентация к уроку "Семейный бюджет"

  
Профессиональное

​Пенсионный и предпенсионный возраст

​Теоретический материал о значимости дополнительного образования в условиях реформирования современного общества и опыт реализации программы дополнительного образования для граждан возрастной категории 50+ «Основы финансовой грамотности».​

  
Основное общее

​6 класс

​Цель урока: научить рационально распределять финансовые средства семьи в соответствии с потребностями и желаниями. Задачи урока: 
1. Закрепить представления о потребностях и желаниях. 
2. Научить планировать семейный бюджет.
3. Закрепить понятие процент и скидка. 
4. Формировать умение принимать решение сообща; 

 Тип урока: урок — деловая игра 

  
Основное общее

​5 класс

Методическая разработка по модулю «Доходы и расходы семьи»
курса «Финансовая грамотность». Разработали

учитель истории и обществознания МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова г.о.г. Буй Костромской области Белькова Татьяна Александровна; учитель математики МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова г.о.г. Буй Костромской области Первушина Елена Ивановна; учитель физики МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова г.о.г. Буй Костромской области Останина Любовь Владимировна​

​Актуальность методической разработки состоит в необходимости формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Она обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р), а также необходимостью развития  финансового образования в Российской Федерации.

Цели и задачи методической разработки:

  • обобщение опыта проведения занятий в рамках изучения модуля «Доходы и расходы семьи»;
  • описание видов деятельности учителя и ученика;
  • определение форм и методов изучения содержания темы.
  
Основное общее

​5-6 класс

​«Формирование финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах». Разработала «Формирование финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах». Практическая: изучение и практическое применение в педагогической деятельности методов, форм и средств обучения финансовой грамотности на уроках математики. Педагогическая: формирование у обучающихся 5-6 классов на уроках математики основ финансовой грамотности, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций при помощи задач, содержащих экономические модели реальной жизни.​ 

  
Основное общее

​5-9 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление по курсу «Финансовая грамотность» 5-9 класс, разработал Б.Н.Кутаков  учитель иностранного языка МОУ Коткишевская ООШ муниципального района город Нея и Нейский район. Особенность данной программы заключается в том, что она выполнена для внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» для учащихся 5-9 классов на системно деятельностном подходе к обучению согласно требованиям ФГОС. Системно деятельностный подход обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. Именно здесь формируются не только базовые знания в финансовой сфере, а также и необходимые навыки, компетенции, личные качества и отношения. Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, которые представлены в целях и задачах, которые способствуют развитию личности ребёнка, его мотивацию к изучению основ финансовой грамотности, а также внедрению к общечеловеческим ценностям. В данной программе не маловажную роль отводится практической работе, где дети получают опыт действий в различных областях финансовых отношений.​

  
Среднее общее

​10-11 классы

Рабочая программа курса «Финансовая математика». Разработала Любимова Татьяна Леонидовна, учитель информатики и математики МОУ СОШ №13 имени Р.А. Наумова городского округа город Буй. 

Предлагаемый курс адресован учащимся 10-х, 11-х классов. Главная его идея – это углубление и расширение школьного курса математики, что, несомненно, будет направлено на осмысленное изучение математики, а значит и качественную подготовку к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Данный курс позволит удовлетворить образовательные потребности учащихся, осваивающих как базовый уровень математики, так и профильный уровень. Учебная программа по курсу «Финансовая математика» для среднего общего образования разработана на основе фундаментального ядра общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с учебной программой по математике основного общего образования.

  
Основное общее

​5-6 классы

​Методическая разработка «Формирование финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах» . Разрабортала учитель математики МОУ Воронская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области Цветкова Галина Борисовна. Первичные представления о финансах формируются у детей уже в дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться осознанные экономические представления: Что можно купить на имеющуюся сумму денег, сколько останется средств после покупки товара, как выбрать тариф сотового оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому, как учитель математики, работающий в 5-11 классах, начинаю формировать финансовую грамотность учащихся с пятого класса как на уроках, так на кружке «Занимательная математика» в 5, 6 классах, «Избранные вопросы математики» в 10 классе. ​


  
Начальное общее

​3-4 класс

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа  в рамках реализации ФГОС НОО «Первые шаги к финансовой грамотности». с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Разработала Лебедева Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Шулѐвская средняя общеобразовательная школа» городского округа город Мантурово Костромской области. Актуальность предлагаемой программы предопределяется необходимостью экономического образования учащихся в современных условиях становления рыночной экономики. Сегодняшний заказ общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования. В предлагаемой программе материал адаптирован для учащихся начальных классов, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики восприятия детей младшего школьного возраста. ​

1 - 30Далее