О работе муниципального методического объединения классных руководителей в 2007-2008 учебном году
Проблемы в организации работы МО классных руководителей связаны с:
- с недостаточной гибкостью системы повышения квалификации;
- с однотипностью используемых в процессе обучения форм взаимодействия педагогов и методиста.
- с возникновением необходимости в уровневой дифференциации, в разработке вариативных форм сопровождения деятельности педагогов, коллективов.
Острой потребностью стало и методическое сопровождение классных руководителей - участников конкурсного движения, направленное на поддержку инновационных разработок и воспитательных технологий, рост профессионального мастерства, выявление творчески работающих участников конкурса.
Исходя из выявленных проблем, а так же изучения приоритетных тенденций в сфере развития образования, воспитания (государственного заказа), рынка потребностей в методических услугах классных руководителей, анализа их профессиональных проблем в 2007-2008 учебном году была поставлена следующая цель:
создание системы методического сопровождения деятельности классного руководителя, направленной на творческое развитие педагога и основанной на:
- комфортных условиях работы обучаемого;
- гибком построении содержания деятельности;
- интеграции различных форм и видов, учебной и практической деятельности как способ активного взаимодействия теории и ее применения;
- кардинальном повышении уровня использования информационных технологий;
С целью расширения возможностей профессионального общения, повышения компетентности педагогов в 2007-2008 учебном году были предприняты следующие шаги, направленные на активное внедрение в методическую работу новых направлений и форм организации профессионального сообщества классных руководителей:
1. Разработка сетевого проекта «Организация эффективного взаимодействия образовательных учреждений с родительской общественностью по проблемам воспитания», посвящённого Году семьи в России.
Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, их родителями, новую модель, позволяющую обеспечить эффективное взаимодействие образовательного учреждения с семьей на протяжении всего процесса обучения.
Во многом потенциал такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной и воспитательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации методического и практического обеспечения работы образовательного учреждения с семьей на школьном и городском уровнях.
Сетевое взаимодействие - это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, управления системой образования и образовательной политики.
Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов.
Главной причиной включения образовательных учреждений в деятельность сети является интерес к построению эффективного взаимодействия с родительской общественностью, который проявляется как устойчивое внимание к решению проблемы.
В условиях сетевого взаимодействия возрастает качество работы образовательных учреждений по взаимодействию с семьей, формируются новые продуктивные формы взаимодействия, как отдельных групп специалистов, так и образовательных учреждений.
На 1 этапе (информационно-аналитический, май 2007 – октябрь 2007 года) изучались условия реализации проекта: запрашивались отчёты о работе МО классных руководителей в ОУ, проводилось индивидуальное собеседование с педагогами, анкетирование, изучение адресных заявок руководителей МО классных руководителей, определялись потенциальные сетевые партнёры проекта. Партнёрами проекта стали заместители директоров по воспитательной работе, руководители МО классных руководителей, социальные педагоги (осуществляют непосредственное взаимодействие с семьями учащихся) МОУ СОШ №№ 8,12,13,14,29, 37, гимназии 1,15.
Далее осуществлялась разработка проекта и привлечение ОУ к участию в нём.
Целью проекта стало создание условий для взаимодействия общеобразовательных учреждений по вопросам повышения эффективности работы с семьей.
Сетевой проект вошёл в пакет презентационных материалов для участия в конкурсе методических служб в рамках в областного форума «Модернизация образования как фактор социального развития региона».
На 2 этапе (организационно-исполнительский, 2007 – 2008 учебный год) 12 октября 2007 года с целью формирования сетевого проекта был проведён проектный семинар.
В ходе семинара участники познакомились с принципами и условиями сетевого взаимодействия, определили направления сотрудничества, спланировали мероприятия в рамках сетевого проекта на 2007-2008 учебный год, составили график сетевых мероприятий
В течение октября образовательные учреждения разрабатывали планы проведения мероприятий по различным направлениям и формам работы с семьей (работа ОУ по программе «Семья», формы и темы проведения родительских собраний, организация работы с социальными партнерами, организация диагностической работы по изучению семей, индивидуальная работа с родителями, организация совместной деятельности, досуга родителей и учащихся), их методическое обеспечение.
Методистом ГМЦ осуществлялось ежемесячное индивидуальное консультирование участников проекта по вопросам выбора темы, подбора материала и пр. и координация действий участников проекта;
В рамках проекта осуществлялась презентация опыта работы различных образовательных учреждений сети:
☼ Семинар-практикум «Построение эффективного взаимодействия ОУ с родительской общественностью» (7.12.2007, МОУ СОШ №37);
☼ Педагогическая мастерская Теряевой Т.Е., классного руководителя МОУ СОШ №14 «Организация взаимодействия педагогов, родителей, учащихся: взгляд классного руководителя» (7.12.2007, МОУ СОШ №37);
☼ Творческая группа руководителей МО классных руководителей и социальных педагогов по разработке карты взаимодействия ОУ с семьёй (МОУ СОШ №№ 13,14,29, 37, гимназия №15);
☼ Деловая игра «Организация работы МО классных руководителей по взаимодействию с семьей» (22.05.08, МОУ СОШ №29);
По результатам проведения мероприятий разработаны методические рекомендации (совместно с ОУ) по направлениям взаимодействия ОУ с родительской общественностью «Алгоритм построения эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса», «Программирование деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьёй», «Организация работы школьного МО классных руководителей по взаимодействию с семьёй», началось создание банка педагогической информации (на базе МЦ);
Разработка, запуск и реализация проекта позволили:
☼ оптимизировать деятельность общеобразовательных учреждений по вопросам взаимодействия семьи и школы;
☼ объединить усилия и возможности общеобразовательных учреждений сети для использования в своей деятельности позитивного опыта работы с семьей;
☼ начать работу по созданию методической базы для практического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений в рамках проекта;
☼ открыть доступ к ресурсам участников проекта;
☼ сделали возможным освоение участниками проекта сетевых технологий взаимодействия.
Основные проблемы в реализации проекта связаны с сопротивлением участников проекта, которое вызвано высокой загруженностью педагогов, отвлечением их от основного функционала – подготовки и ведения учебно-воспитательного процесса.
В 2008-2009 году планируется продолжить работу в рамках сетевого проекта, направленную на обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами, повышение качества работы общеобразовательных учреждений в вопросах взаимодействия с родительской общественностью, активизировать участие общеобразовательных учреждений в решении конкретных образовательных и воспитательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство по следующим содержательным линиям:
☼ Использование новых форм организации сетевых мероприятий: дистанционные формы (использование Интернет-сервисов), ярмарки педагогических идей, деловые и ролевые игры, педагогические мастерские, мастер-классы и т.п.;
☼ Расширение сети взаимодействия;
☼ Подготовка и издание сборника материалов по работе образовательных учреждений в рамках проекта;
☼ Подготовка мультимедиа продуктов по итогам реализации проекта.
2. Организация педагогической мастерской «Изучение и внедрение в практику работы эффективных технологий воспитания» по следующим темам:
Педагогическая мастерская – объединение учителей, созданное с целью изучения и внедрения в практику работы эффективных технологий воспитания.
В рамках работы педагогической мастерской педагоги представляли коллегам эффективный и результативный опыт.
Свой опыт представили классные руководители – победители и призёры муниципальных и региональных конкурсов педагогического мастерства «Мой классный – самый классный», соискатели Гранта Главы города «За развитие и совершенствование ВР», имеющие опыт профессиональной деятельности, актуальный для воспитательной системы города и руководители МО классных руководителей. В основном это опыт планирования, программирования, мониторинга ВР на уровне класса.
☼ «Опыт участия классных руководителей в конкурсном движении» (11.09.07, МОУ СОШ №4, опыт Красницкой Е.С., классного руководителя МОУ СОШ №4)
☼ «Варианты планирования ВР классным руководителем» (11.09.07, МОУ СОШ №4, опыт руководителей МО классных руководителей МОУ СОШ № 21, 37,14)
☼ «Организация взаимодействия педагогов, родителей, учащихся: взгляд классного руководителя» (7.12.2007, МОУ СОШ №37, опыт Теряевой Т.Е., классного руководителя МОУ СОШ №14);
В 2008-2009 учебном году планируется продолжить работу педагогической мастерской, придать ей системный характер, привлечь к её работе новых педагогов.
3. Использование деловых игр и тренингов в методической работе:
☼ семинар «Профилактика ВИЧ-инфекции в условиях ОУ»
☼ семинар-тренинг «Взаимодействие с родительской общественностью по проблеме профилактики психического здоровья подростков»;
4. Использование Интернет-сервисов в методической работе:
1. Формирование электронного банка научно-методической информации по организации воспитательного процесса в ОУ, электронного каталога методических разработок по направлениям воспитательной работы: «Профилактика асоциального поведения и формирование ЗОЖ», «Развитие познавательных способностей», «Организация самоуправления», «Нравственность», «Патриотическое воспитание», «Родительские собрания, мероприятия с родителями», «традиционные школьные праздники» и т.д.;
2. Формирование каталога ссылок на электронные ресурсы в помощь классному руководителю;
3. Открытие на Интернет-представительстве ГМЦ интернет-страницы для классных руководителей «Вестник классного руководителя".
4. Использование сервиса электронной почты для оперативного информирования ОУ о предстоящих мероприятиях;
5. Представление опыта участников городского конкурса «Мой классный - самый классный» на Интернет – представительстве ГМЦ;
6. Создание электронного методического сборника по материалам конкурса «Мой классный – самый классный».
В 2008-2009 году планируется сделать обязательным использование Интернет-сервисов и Интернет-площадки ГМЦ (страница «Вестник классного руководителя») в проведении методических мероприятий, апробировать различные формы дистанционного обучения педагогов: Интернет-форумы, Интернет-акции, привлечение педагогов к участию в различных Интернет-проектах, представление актуального опыта педагогов – участников конкурсного движения на Интернет-представительстве ГМЦ на странице «Педагогический опыт», формирование группы классных руководителей для обучения по программе «Использование социальных сервисов».