«Ребенок
дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы
начать какой- то новый цикл обучения, недоступный для него до этого» -
пророчески говорил Л. С. Выготский. На наш взгляд, профориентация с
детского сада не фантастика, а реальность.
Известный
детский психолог Д. Селли писал, что, если бы его попросили изобразить
ребенка в его типичном состоянии, он бы нарисовал мальчика с широко
раскрытыми глазами, жадно рассматривающего какое-нибудь чудо или
слушающего интересный рассказ взрослого об окружающем мире.
Именно таким видим ребенка и мы. Мы уверены, что такой ребенок подготовлен к тому, что мы называем ранней профориентацией.
Дошкольный
возраст – наиболее благоприятный период для формирования
любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к
различным видам профессий.
Профориентация
– это золотой ключик, благодаря которому педагоги и родители уверенно, а
не методом проб и ошибок, имеют возможность с раннего возраста
развивать врожденные способности ребенка и культивировать новые полезные
увлечения, выбирая интересные кружки, секции, учебные программы в
учреждениях дополнительного образования.
В
каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно
вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в
старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу
дальнейшего образования. Однако для этого его можно готовить уже с
детского сада. Дошкольная образовательная организация является первой и
очень важной ступенью в решении проблемы профориентации. В практической
психологии существует постоянно подтверждающееся опытом утверждение о
том, что к 36 месяцам жизни (к 3 годам) личность полностью сформирована,
и дальнейшая динамика жизни либо развивает ее врожденные данные, либо
стремится к их угнетению. Следствием активного угнетения врожденных
данных (запреты, наказания) и пассивного (отсутствие должных условий в
семье для их развития) являются психосоматические заболевания, неврозы,
страхи и измененные понятия, наносящие глубинный вред гармонии
личности. Следовательно,
создавая для ребенка условия, помогающие ему развить свои врожденные
способности, мы избегаем многих проблем в подростковом возрасте, когда
«вдруг, откуда ни возьмись» проявляются негативные черты характера
ребенка, а все это не вдруг, все это закономерности, незнание которых не
освобождает от их проявления.
Едва
только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются
прогнозы – кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет
певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки – наверняка будет
автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует – суждено ей стать
балериною!».
Однако,
в каждой шутке есть доля правды – помочь ребенку определиться со своими
наклонностями и проявить природные таланты должны мы, педагоги и их
родители. И начать лучше действительно как можно раньше.