Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

​​​​​ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ.jpg​  



В нашем городе в августе 2015 года стартовал  муниципальный проект "Вместе с нами в мир профессий". ​

Актуальность данного проекта заключается в том, что, проводимая в детском саду профориентационная работа, является основой, на которой будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению в школе. 

Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).

Участниками проекта являются несколько детских садов города:

№1, 2, 16, 51, 52, 63, 70, 88 

​​В работе детских садов имеются свои сложности в осуществлении знакомства детей с трудом взрослых:                       ​

 * значительная профессиональная деятельность взрослых происходит не на

   глазах у детей;

*  за большинством профессий нет возможности наблюдения; 

*руководители промышленных, торговых и других предприятий города Костромы, в целях соблюдения мер безопасности, не 

  разрешают посещения своих организаций детьми дошкольного возраста. 

Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны использовать в своей работе разнообразные формы работы по ознакомлению детей с профессиями нашего региона. Творческая группа муниципального проекта «Вместе с нами в мир профессий!» по ранней профориентации детей дошкольного возраста в городе Костроме создала модель работы, которая позволит детям дошкольного возраста получить информацию о любых профессиях нашего региона как самостоятельно, так и  при  участии родителей и педагогов.

​​​

В муниципальном проекте по ранней профориентации детей дошкольного возраста тема деятельности нашего детского сада «Активизация интереса детей дошкольного возраста к миру профессий посредством праздников и развлечений». Следовательно, наша основная цель -  показать, что развлечения и праздники могут быть хорошей основой для развития детей. Они, с одной стороны, закрепляют полученные навыки и умения, полученные в процессе образовательной деятельности, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Также праздники являются действенной формой воспитания: у детей воспитываются такие качества, как ответственность, дружелюбие, чувство поддержки, интерес к обучению и всему окружающему.

Многие педагоги и психологи утверждают, что в активной деятельности, прежде всего интересной для ребенка, наиболее активно происходит его развитие. А праздник для ребенка является интересной, активной деятельностью.

Чтобы деятельность ребенка в процессе развлечения была активной и творческой, необходимо в детском саду создать такие условия, которые позволят сформировать его первоначальные представления о мире профессий.


С создания необходимых условий для организации работы по ранней профориентации мы и начали свою работу: создали творческую группу педагогов, определили стратегические направления деятельности, разработали внутренний проект "Мы в профессии играем!", ​​определили предполагаемый результат. Основная цель проекта - выстроить систему работы по формированию первоначальных представлений дошкольников о мире профессий. А так как игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности - мы будем в профессии играть. И, играя, познавать.

Для успешной реализации проекта необходимо, чтобы актуальность и важность профориентационной работы была понятна и принята самими педагогами. Поэтому в нашем детском саду организована активная работа по обучению педагогов, повышению их квалификации в данном направлении: проводятся семинары, консультации, мастер-классы. Педагоги принимают участие в городских мероприятиях, конкурсах ( с 2015 года принимаем участие в ежегодной муниципальной профориентационной акции "Карьера в России"), проводят открытые мероприятия внутри ДОО, занимаются самообразованием, разрабатывают дидактические игры, пособия, наглядный материал.

DSCN4652.JPG    DSCN4648.JPG

DSCN4647.JPG     DSCN4614.JPG

​ Организация развивающей предметно-пространственной среды является непременным компонентом-элементом для осуществления образовательного процесса в рамках проекта ранней профориентации детей дошкольного возраста. 

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы. При этом он живет в мире ролевых игр, каждую минуту исполняя ту или иную роль, и в игре познает правила жизни в коллективе, закономерности окружающего его мира, которые являются основой его социализации в будущемю


В настоящее время во многих детских садах ведется работа по ознакомлению с трудом взрослых, имеются игры, дидактический материал, атрибуты. Как правило, все эти материалы объединены в один блок – сюжетно-ролевые игры.

Так как наш детский сад участвует в проекте, мы решили пересмотреть РППС в соответствии с целью и задачами проекта. Это натолкнуло нас на идею обогащения имеющихся центров и уголков в группах материалами по профориентации. Это не отменяет интеграцию образовательных областей и требования к РППС (по ФГОС ДО)

Основываясь на принципе объединения профессий по типам («Человек-человек», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек-художественный образ», «Человек – знаковая система») мы выделили свою систему классификации профессий, на наш взгляд, более адаптированную к дошкольному возрасту:

- мир творчества (творческие профессии, мир кино, телерадиовещания)

- мир техники

- мир услуг (профессии сферы обслуживания)

- мир сельского хозяйства

- мир спорта

- мир рабочих профессий  (строительные профессии, заводы, фабрики, городских дел         мастера)

- мир печати

- мир спасателей

- мир компьютеров

- защитники Родины

По данному принципу объединения профессий в определенные блоки, мы преобразовали имеющиеся в группах развивающие зоны и уголки, добавив в них профориентационное содержание. Так, например, уголок природы и уголок экспериментирования, мы объединили в центр «Нескучная наука». 

детская лаборатория.JPG   ​​​​



Здесь, кроме традиционных материалов для ознакомления детей с миром природы и материалов для детского экспериментирования, собрана информация и атрибуты профессий людей, отражающие их труд в живой и неживой природе. Действуя с атрибутами и материалами данного центра, дети обыгрывают профессиональные действия взрослых (например, изучая свойства веществ и материалов, становятся лаборантами, наблюдая за погодой, становятся метеорологами, ухаживая за растениями, знакомятся с такими профессиями, как ботаник, растениевод, агроном. В данном центре расположены предметы и материалы, побуждающие дошкольников к проявлению познавательной и творческой активности.






По такому же принципу пересмотрены следующие центры:

- Мое отечество               - Умелые руки                     - Мир театра                       - Мир спорта                 - Мир музыка                      - Мир безопасности      

                    - Кострома – душа России                                                - Центр творческих игр​

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              центр сюжетно-ролевых игр.JPG ателье.JPG уголок безопасности.JPG  уголок УМНИКИ И УМНИЦЫ.JPG                                                                                                                                                                     

В связи с требованием о вариативности, полифункциональности, трансформируемости, мобильности  развивающей среды, дети имеют возможность, в связи со своим замыслом, организовать свою деятельность в любом выбранном пространстве групповой комнаты, используя материалы, сосредоточенные в разных центрах.

         Наша развивающая среда обогатилась и наполнилась профориентационным  содержанием не только в группах, но и в образовательном пространстве детского сада. Так, в комнате познавательного развития оборудована «Академия мастеров», где сосредоточен материал для косвенного стимулирования действий детей:

  • подбор художественной и энциклопедической литературы;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок определенной тематики в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (по группам профессий), «Предприятия города» и т.п.
  • подбор кукол в профессиональных костюмах;
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, профориентационной тематики;
  • подбор и изготовление атрибутов для имитационных, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по ознакомлению с профессиями.
комната познавательного развития.JPG  DSCN4651.JPG

​ 

 

​