​Доклад Дроздник А.В.,
Председателя Комитета образования, культуры,
спорта и работы с молодежью


В последние годы уделяется особое внимание вопросу повышения доступности дошкольного образования.

Так, если в 2012 году детские сады посещали 13 тыс. детей, то на 1 сентября этого года в них пойдет более 16 тыс.

Хочу отметить, что с открытием двух новых детских садов удалось снизить до двух с половиной лет возраст предоставления мест по Фабричному и Центральному районам города. Несомненно, это серьезное достижение.

Дальнейшие перспективы – это завершение строительства детского сада в микрорайоне «Новый город» и введение в эксплуатацию дополнительных групп в детском саду № 41.

В школах города приступят к обучению более 28 тыс. учащихся, что на 950 детей больше, чем в прошлом году, но, несмотря на это, количество обучающихся во вторую смену не увеличится. Это стало возможным за счет оптимизации учебных площадей, интеграции ресурсов с учреждениями культуры, дополнительного образования и сбалансированного комплектования.

В школах № 7,8,14,29 открыты дополнительные учебные классы. Школе №3 переданы дополнительные площади для организации внеурочной деятельности.

Перспектива уменьшения количества детей, обучающихся во вторую смену, это строительство школы на 1000 мест в микрорайоне Малышково. Несомненно, мы будем предпринимать необходимые меры по включению в федеральную программу по ликвидации второй смены и капитальный ремонт здания начальной  школы № 30.

Обращаю внимание руководителей, что  системная работа по сбалансированному комплектованию учреждений, эффективному использованию учебных площадей должна быть продолжена и в новом учебном году. Это наш внутренний ресурс, который мы еще не  реализовали  в полной мере.

Продолжена работа по формированию  современной образовательной среды, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов. В текущем году в эту работу включились не только школы, но и детский сад № 41, Центр детского творчества "Ипатьевская слобода".

Впервые за последние 20 лет дополнительные площади получили учреждения культуры. Детской школе искусств № 2 передана часть здания на ул. Голубкова.

Дополнительные площади получил и Центр внешкольной работы "Беркут", и молодежный комплекс «Пале». Городу передан имущественный комплекс бывшей областной станции юных натуралистов на улице Привокзальной. В этом году мы приступим к его капитальному ремонту.

Все это позволит создать более комфортные условия для получения детьми дополнительного образования.

На карте спортивных объектов города появились зал для занятий спортивной гимнастикой на ул. Пятницкой, площадка комплекса ГТО на ул. Беленогова, площадка для занятий воркаутом на городском пляже, реконструирован каток на территории детско-юношеской спортивной школы № 5, завершается ремонт спортивного зала для занятий дзюдо в школе № 22. Начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса для игровых видов спорта на улице Бульварной. Завершаются работы по строительству площадки для воркаута в школе № 1.

На 2017 год в федеральную программу по развитию физической культуры и спорта включено строительство крытого физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий футболом в детско-юношеской спортивной школе № 3.

Всего на совершенствование инфраструктуры образовательных организаций направлено 459  млн. рублей из консолидированного бюджета. Кроме того, в систему образования привлечено 9,3 млн. рублей грантовой поддержки. Благодарю всех, кто участвовал в конкурсах.

Особые слова благодарности победителям: Центру творческого развития «Академия», гимназиям  № 15 и 33, Центру внешкольной работы «Беркут», школе № 8 и  Централизованной библиотечной системе.

Впервые в систему дополнительного образования привлечен грант в размере 3,9 млн. рублей на реализацию проекта по развитию технического творчества, в котором примут участие кроме учреждений дополнительного образования, школы № 24, 36, лицей 17. Прошу руководителей заинтересованно и серьезно отнестись к реализации проекта. Развитие технического творчества детей - это приоритет не только педагогических коллективов школ и учреждений дополнительного образования Данное направление необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста. Предлагаю Управлению образования совместно с руководителями детских садов определить пилотные площадки по развитию детского технического творчества.

            В этом году взаимодействие с общественными организациями вышло на качественно новый уровень. Мы не только совместно организуем и проводим различные мероприятия, семинары, но и наладили успешное сотрудничество по вопросам развития материально-технической базы образовательных организаций. Благодаря такому сотрудничеству удалось дооснастить оборудованием спортивный зал для гимнастики детско-юношеской спортивной школы №1, привести в нормативное состояние спортивный зал для занятий дзюдо в школе № 22. Надеюсь, в ближайшее время в эту работу включится школа № 8.

Качество образования. Нам есть чем гордиться, но есть и над чем работать.

23 выпускника получили 100-баллов по результатам ЕГЭ, 75 выпускников награждены медалью «За особые успехи в учении», трое учащихся стали призерами заключительного этапа всероссийской  олимпиады школьников.

За отличную работу выражаю благодарность педагогическим коллективам средних школ №№ 1, 3, 4, 21, 27, 35, гимназий №№1, 15, 28, 33, лицея № 17.

Радует, что в этом году выпускники 11 классов показали стабильно высокие результаты по русскому языку, обществознанию.  По сравнению с прошлым годом на 3% увеличилось количество выпускников, выбирающих экзамены по предметам, соответствующим кадровым потребностям экономики региона: химия, биология, физика, информатика.

Важно сохранить эту тенденцию.

Но сегодня не могу не обратить ваше внимание на недостаточный уровень качества подготовки выпускников основной школы.

К сожалению, как и в прошлом году, 50 выпускников 9 классов имеют неудовлетворительный результат по математике и русскому языку.

Требую на педагогических советах проанализировать причины и спланировать работу учреждения так, чтобы к итоговой аттестации  в 2017 году дети подошли с крепким багажом знаний.

Предлагаю образовательным организациям, имеющим стабильно низкие результаты обучения, включится в работу по реализации программ, направленных на повышение качества образования в рамках муниципальных и региональных проектов. Их успешное участие будет поддержано грантами.

С 1 сентября мы решаем новую задачу - внедрение образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень непросто шла подготовительная работа. Несмотря на все трудности, классы сопровождения детей с ОВЗ в новом учебном году открыты в школе № 5. 

Прошу директоров школ провести серьезную работу по созданию специальных условий обучения детей с ОВЗ, обеспечить повышение квалификации педагогов.  Дальнейшее внедрение образовательных стандартов для детей этой категории во всех школах города будет приоритетом для Управления образования, Городского центра обеспечения качества образования и психолого-медико-педагогической комиссии.

Еще один важный аспект. Во все времена в основе качественного образования лежит работа педагога. Сегодня требования к профессии многократно возросли. Мы должны быть уверены, что образовательный процесс организуется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и концепций развития учебных предметов, учителя эффективно используют современное оборудование и технологии. Для этого необходимо непрерывное образование педагогов.

В связи с этим, руководителям образовательных организаций необходимо обеспечить постоянное повышение квалификации и качественное ведение в учреждении методической работы.

Одаренные дети, их имена у всех на слуху: Полина Чиркина, Соня Газиева,  Сергей Семенов, Павел Цветков, Кравцова Виктория и многие, многие другие ребята. 

В городе сформирована система выявления и поддержки одаренных детей. Несомненно – это наш приоритет. Спасибо педагогам, которые развивают таланты юных костромичей.

Успешному внедрению предпрофессиональных стандартов в музыкальных школах  и школах искусств способствует работа по созданию условий для их реализации. Открыты новые помещения, приобретено оборудование, музыкальные инструменты. Так участие в федеральной программе «Культура России» позволило привлечь 1 млн. руб. из средств федерального бюджета на приобретение  музыкальных инструментов. Заявка на участие в данной программе в следующем году уже направлена в Федерацию.

Губернатор Костромской области Сергей Константинович Ситников отметил, что «сегодня воспитательная роль образования выходит на первый план».

В городе сложилась многоуровневая система патриотического воспитания. Мы гордимся победой гимназии № 33 во Всероссийском конкурсе на знание Государственной символики России. Серьезная и разноплановая работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию ведется и в дошкольных образовательных учреждениях. Опыт педагогов Костромы по реализации программы «Православная Кострома» и организации тематических культурологических фестивалей отмечен наградами всероссийского уровня.

Дальнейшее совершенствование воспитательной работы необходимо продолжать в нескольких приоритетных направлениях.

Это реализация концепции краеведческого образования, одним из направлений которой является образовательный туризм и музейная педагогика.           На территории региона разработаны и успешно апробированы межмуниципальные образовательные маршруты. Более 2,5 тыс. школьников г. Костромы уже побывали в Нерехте, Галиче, Сусанино, п. Красное-на-Волге.

Прошу директоров школ с самых первый дней нового учебного года продолжить эту работу.

В городе функционирует более 20 музеев, в том числе - государственный историко-архитектурный музей – заповедник. Они являются площадкой для организации краеведческой работы и могут стать дополнительным ресурсом обновления краеведческого образования. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Школьники Костромы стали участниками регионального проекта «Музеи – детям». В программы пришкольных лагерей были включены музейные уроки, интерактивные экскурсии в музеи. В летний период централизованной библиотечной системой была организована школа экскурсоводов для старшеклассников. Свои умения и навыки ребята демонстрировали на экскурсиях для младших школьников.

В новом учебном году педагогическим коллективам детских садов, школ, учреждений дополнительного образования необходимо продолжить реализацию программ краеведческой работы.

Новое звучание в 2016 году получило общероссийское движение школьников. Пять школ города №№10,17,21,30,33 стали пилотными площадками этого проекта. Главная задача этих школ – создать условия для подготовки лидеров городского детского сообщества, реализации общегородских ученических общественно значимых проектов. Надеюсь, что пилотные школы станут флагманами общероссийского движения школьников в городе Костроме, а остальные школы активно примут участие в становлении молодого активного поколения костромичей.

Еще одним приоритетом является организация труда и отдыха ребят в летний период. Мне хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в летней кампании 2016. Задача, которая перед нами стояла, сделать отдых ребят многоплановым и безопасным.  Нам это удалось. Не допущено ни одного случая гибели детей на воде, детская подростковая преступность по итогам 7 месяцев снизилась.

Основными задачами летней кампании 2017 году станут сохранение численности детей и молодежи, охваченных летним отдыхом,  поиск новых форм и направлений деятельности, привлечение работодателей к организации временной занятости подростков.

 Сохранение здоровья детей - это еще одна ключевая наша задача. Необходимо, начиная с дошкольного возраста, воспитывать ценностное и ответственное отношение ребят к своему здоровью. В Костромской области следующий год объявлен годом "Здорового ребенка". В этой связи предлагаю каждому образовательному учреждению разработать систему мер и мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, уделив особое внимание вопросам питания. Работа столовых на местном сырье, общественный контроль качества питания, выполнение натуральных норм - это личная ответственность руководителя.

Невозможно заботиться о здоровье без привития ценностей здорового образа жизни и любви к спорту. Здесь нашим главным инструментом должны стать мероприятия по выполнению комплекса ГТО. В прошлом учебном году участниками проекта стали 3145 учащихся, 716 человек выполнили нормативы ГТО, в том числе 326 выпускников 11 классов. А 265 учащихся награждены памятными знаками.

Считаю, данные показатели недостаточными и предлагаю спланировать работу по популяризацию комплекса ГТО среди ребят, родителей и педагогов. Фестивали ГТО, дни здоровья - эти мероприятия должны быть в практике работы каждого образовательного учреждения.

В популяризацию здорового образа жизни среди населения должны включиться централизованная библиотечная система.  "Школа здоровья" должна быть в каждой библиотеке.

Ещё один важный аспект.  Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность,  востребованную на рынке труда. Уверена, что работа по профессиональному самоопределению школьников должна начинаться как можно раньше, вестись совместно с родителями и с учетом потребностей экономики города. Прошу руководителей образовательных организаций обеспечить  активное участие ребят в муниципальных профориентационных мероприятиях и проектах, начиная с 7 класса выстраивать для учащихся индивидуальные маршруты профессионального самоопределения.





  
  
Нет элементов для отображения в этом представлении библиотеки документов "Документы".