Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
SharePoint

Детский сад №49 города Костромы

Skip Navigation LinksМузыкальная шкатулка

Кабинет музыкального руководителя

Содержание:

1. ​​Музыкальный уголок. 

2.​ Для воспитателей.

3. Родителям.


 

1. ​​Музыкальный уголок. 

Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании.

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.

Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее: неинтересно, делать нечего.

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий, но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребенок будет ее заниматься? Конечно, нет. Он займется тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создает творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий поход.

Итак, мы подходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (далее – музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В понятие « предметно-пространственная музыкальная среда» мы включаем те предметы и специальное оборудование, которые сопровождают ребенка в процессе его жизнедеятельности в детском саду и дома и способствуют более успешной реализации его музыкального развития.

К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «музыкальный интеллект» - способность исполнять и воспринимать музыку; знания и навыки( Л. Ермолаева –Томина).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:

1 Информационный, позволяющий развивать интеллект

2.Социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями.(

3. Эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Для ребенка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон:

1. Среда семьи.

2. Среда дошкольного учреждения.

3. Среда социума.

Говоря о музыкальном развитии дошкольников, предметная среда представляется как музыкально-образовательная, которая состоит из предметного и музыкального компонентов и социального.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т.е непосредственно музыкой.

Все остальное , в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки( магнитофон…) , относится к предметному компоненту.

Социальный компонент представлен окружающими ребенка сверстниками и взрослыми. А взрослые являются организаторами педагогического процесса.

Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:

1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)

2. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.

3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

4. Стимулировать развитие творческих способностей.

5. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

7. Обеспечивать наличие материалов и оборудования, необходимых для музыкального развития ребенка.

8. Предусматривать создание специальной музыкальной зоны в группе.

Виды оборудования для музыкальной среды группы:

1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, деревянные ложки, трещотки, свистульки). Приемы игры на таких инструментах не сложны.

2. Музыкально-дидактические пособия, игры.

3. Методические пособия для педагога (тетрадь с текстами песен и движений).

4. Технические средства обучения:

- Магнитофон;

- Видеомагнитофон;

- Телевизор;

- Диапроектор.

5. Различные атрибуты для проведения занятий (платочки, флажки, цветы..).

6. Комплекты кукол для кукольного театра.

7. Костюмы для театрализации.

8. Портреты композиторов, детские рисунки на тему музыкальных произведений.

9. Аудио- и видеотеки по принципу библиотек, что даст возможность родителям периодически пользоваться готовыми записями для музыкального воспитания в семье.

Все перечисленное должно хранится в определенном месте, доступном для детей . Следует усложнять содержание музыкальной среды по возрасту.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую направленность.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Предметная музыкальная среда должна создаваться не только в саду, но и дома, в семье.

 

Группа раннего возраста.

 Музыкальные озвученные игрушки.

Погремушки, органчики, музыкальный молоток, барабан, бубен, колокольчики, металлофоны,

Не озвученные игрушки.

Плоскостное пианино, погремушки.

Атрибуты.

Платочки, флажки, маски, волчок, неваляшки, иллюстрации к песням, игрушечные магнитофоны.

 Музыкально-дидактические игры: «Большая и маленькая птичка»

Программное содержание: Формировать у детей звуковысотный слух.

Игровые пособия: Карточки с изображением большой и маленькой птички.

Музыкально-дидактический материал: Металлофон.

Ход игрыДетям предлагают послушать, как поет большая птичка  - «Чик-чирик» (до1) и маленькая (соль1). Затем  в исполнении на металлофоне звучат до1 и соль1, детей просят отгадать, какая птичка поет и показать соответствующую карточку.


 

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Музыкальные озвученные игрушки.

Погремушки, органчики, музыкальный молоток, барабан, бубен, колокольчики, металлофоны,

Не озвученные игрушки.

Плоскостное пианино, погремушки.

Атрибуты.

Платочки, флажки, маски, волчок, неваляшки, иллюстрации к песням, игрушечные магнитофоны.

Музыкально- дидактическая игра  «Курица и цыплята»

Программное содержание: Формировать у детей звуковысотный слух.

Игровые пособия: Карточки с изображением курицы и цыпленка, кукла Маша.

Музыкально-дидактический материал: Металлофон.

Ход игры: У куклы Маши есть много кур и цыплят. Курочки поют «Ко-ко-ко» (до1), а цыплята – «Пи-пи-пи» (до2). Их пора кормить, а они разбежались. Послушайте, кого будет звать Маша. В исполнении на металлофоне звучит до1 и до2, дети показывают соответствующие карточки.

 Музыкально- дидактическая игра    «Колокольчики»

 Программное содержание: Развивать динамическое восприятие музыки.

Игровые пособия: Карточки с изображением большого и маленького колокольчика.

Музыкально-дидактический материал: Большой и маленький колокольчик

Ход игры: Детям показывают большой и маленький колокольчик, обращают внимание на то, что большой колокольчик звучит громко, а маленький – тихо. Затем раздают карточки с изображением большого и маленького колокольчика и предлагают показать карточку, соответствующую колокольчику, который будет звучать (за ширмой).


 

        СРЕДНЯЯ ГРУППА

Музыкальные озвученные игрушки.

Погремушки, органчики, музыкальный молоток, барабан, бубен, колокольчики, металлофоны,

Не озвученные игрушки.

Плоскостное пианино, погремушки.

Атрибуты.

Платочки, флажки, маски, волчок, неваляшки, иллюстрации к песням, игрушечные магнитофоны. Шапочки персонажей.

Музыкально - дидактическая игра «Ритмическое лото»

Программное содержание: Развивать ритмический слух у детей.

Игровые пособия: Маленькие карточки с изображением различных предметов - овощи, фрукты, предметы домашней утвари, элементы одежды и т.д. Большие карточки, разделенные на три квадрата, каждый из которых соответствует величине маленьких карточек. На первом квадрате изображен  один кружочек, на втором – два, на третьем – три.

Музыкально-дидактический материал: Металлофон.

Ход игры.  Предварительно педагог предлагает детям прохлопать различные слова, обозначающие предметы (например: ка-пус-та и т.д. и обращает на количество хлопков). Затем ребенку предлагается маленькая карточка с изображением предмета, он прохлопывает слово по слогам и кладет в тот квадрат, который соответствует количеству кружочков.

2. Вариант. Педагог  играет на металлофоне один, два или три звука. Ребенок выбирает соответствующую карточку  и кладет ее на квадрат с тем же количеством кружочков.

Музыкально - дидактическая игра   «Веселые матрешки»

Программное содержание:  Развивать у детей чувство ритма.

Игровые пособия: Большая и маленькая матрешки, карточки с изображением большой и маленькой матрешки.

Музыкально-дидактический материал: бубен.

Ход игрыВ гости к детям приходят две матрешки (игрушки). Большая матрешка шагает спокойным шагом под удары бубна (четверти), маленькая – быстрым (восьмые). Детям раздаются карточки с изображением большой и маленькой матрешки, и предлагается показывать соответствующую матрешку при исполнении бубном восьмых и четвертных длительностей.

Музыкально - дидактическая игра  «Весело-грустно»

Программное содержание: Развивать у детей представление о характере музыки.

Игровые пособия: Карточки с изображением различных эмоциональных   состояний  - веселое, грустное, спокойное.

Музыкально-дидактический материал: Отрывки из русских народных мелодий «Прялица»,  «Я на камушке сижу», «Как у наших, у ворот».

Ход игры.  Детям предлагается послушать произведения различного характера

          и показать соответствующую карточку. ​


 

СТАРШАЯ ГРУППА

Музыкальные инструменты.

Баян, аккордеон.

Атрибуты.

Портреты композиторов, иллюстрации к песням, флажки, платочки, маски, игрушечные магнитофоны. Аудиозаписи с классическими и детскими произведениями, фланелеграф.

Музыкально-дидактические игры:

 «Прохлопай ритм», «Веселые матрешки», «Снеговики и снежинки», «На чем играю?» (музыкальный домик), «Угадай мелодию» (иллюстрации к песням), «Грустно -  весело», «Песня – танец – марш», «Ритмическое лото».

 ​Музыкальные озвученные игрушки.

Погремушки, органчики, музыкальный молоток, барабан, бубен, колокольчики, металлофоны.

Музыкально- дидактическая игра   «Плясовая - колыбельная»

Программный материал: Различать характер и жанр музыкальных произведений,– пение и танец.

Игровые пособия: Сюжетные картинки «Плясовая и «Колыбельная» .Музыкально-дидактический материал:  «Пойду ль я, выйду ль я» обр. С. Разоренова, «Колыбельная» русская народная песня.

Ход игры: Детям исполняют музыкальные произведения и показывают соответствующие картинки. При повторном исполнении произведений дети выполняют соответствующие движения: «пляшут» или «спят».

Дидактическая игра « Снеговики и снежинки»

Программное содержание:  Развивать  звуковысотный слух, учить  различать высокий и низкий регистр.

Игровые пособия: Карточки с изображением  снеговиков и снежинок.

Ход игры.  Детям раздаются карточки. Проигрываются произведения в низком и высоком регистре, дети показывают соответствующие карточки (снеговичок танцует тяжело, неуклюже и музыка звучит в низком регистре; снежинки легкие, воздушные и музыка звучит в высоком регистре).​


 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Музыкальные инструменты.

Баян, аккордеон.

Атрибуты.

Портреты композиторов, иллюстрации к песням, флажки, платочки, маски, игрушечные магнитофоны.          

   Аудиозаписи с классическими и детскими произведениями, фланелеграф с нотным станом, музыкальную лесенку.

Музыкальные озвученные игрушки.

Погремушки, органчики, музыкальный молоток, барабан, бубен, колокольчики, металлофоны.

  Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный домик»

Программное содержание:

Формировать тембровый слух детей: учить воспринимать и различать звучание русских народных  инструментов

Игровые пособия: Плоскостной домик с пятью окошечками и пять карточек с изображением русских народных  инструментов

Музыкально-дидактический материал: ложки, колокольчик, бубен, гармошка, балалайка

Ход игры. Предварительно детей знакомят со звучанием вышеназванных инструментов. Затем детям показывают домик и говорят, что в нем живут русские народные инструменты и предлагают узнать их по звучанию и показать соответствующую карточку. Музыкальный руководитель за ширмой играет на каком-либо инструменте. При правильном ответе карточка помещается в одно из окон домика.

Дидактическая игра «Весело-грустно»

Программное содержание: Развивать у детей представление о характере музыки.

Игровые пособия: Карточки с изображением различных эмоциональных состояний  - веселое, грустное, спокойное.

Музыкально-дидактический материал: Отрывки из русских народных мелодий «Прялица»,  «Я на камушке сижу», «Как у наших, у ворот».

Ход игры.  1. Вариант. Детям предлагается послушать произведения различного характера и показать соответствующую карточку. 2 Вариант. Детям исполняют все три  музыкальных фрагмента и предлагают выложить с помощью карточек последовательность смены настроения в музыке.

2.​ Для воспитателей.

Праздничные утренники.

 Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.

В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины",  праздник Новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.         

В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,         творческую         активность.

Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.

Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.

Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.

Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.

Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах.

Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке         елка.

Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры.

Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.

Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.

Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной        роли.

Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает       смену         настроений.

Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой, здесь необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.

Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия          на      детей.

В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.

Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.

Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.

Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей.

В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.

Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д.

Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.

Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.

Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных  навыков.

Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

  Развлечения.

Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение.

«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Бывают развлечения и спортивного характера, воспитывающие выдержку, волю, смелость, находчивость и ловкость. Но развлечения, связанные с искусством, в большей мере способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей. Такие развлечения могут строиться на основе какого-то одного вида искусства (литературные, музыкальные, изобразительные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства. Одни развлечения — чисто зрелищные, рассчитанные только на восприятие их детьми. Эти развлечения проводятся взрослыми, детям в данном случае отведена пассивная роль. В других, активно-действенных, дети сами являются исполнителями, активными участниками.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, показанные артистами, подготовленные работниками детского сада, учениками соседних школ, родителями. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной возрастной группы, либо для всех групп детского сада одновременно.

Многие поэтические музыкальные произведения, подобранные по темам, например о природе родного края, могут составить содержание лирических концертов («Березонька моя», «Рябинушка», «Скворушка прощается», «Здравствуй, зимушка-зима!»), на которых дети еще раз встретятся со стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям большую радость. Песня, исполненная воспитателем, вызывает у детей желание петь ее, подражая ему, причем петь не только на занятиях.

Умелое композиционное построение концерта в соответствии с жанром, выразительное исполнение, красочное оформление значительно усиливают его эстетическое воздействие на детскую аудиторию. Театрализованные концерты «Мешок смеха», «Путешествие в страну сказок», «Неуловимые» и т. п. поднимают настроение, развивают чувство юмора, пробуждают активную готовность к деятельности. На таких концертах дети-зрители легко, с готовностью становятся участниками: охотно отвечают на вопросы, соревнуются. В основе таких представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы персонажей спектакля несут определенную идейно-нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание с героями, желание дать собственную оценку их поступкам. Ребенок не может пассивно воспринимать интересное представление, даже если содержание хорошо ему знакомо. Репертуар театрализованных представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни. Такие сказки, как «Теремок», «Репка», «Красная Шапочка», «Зайкина избушка» и др., дети могут смотреть много раз, не уставая; им нравится, когда добро побеждает, и любые драматические коллизии имеют хороший конец. Само действие динамично развивающегося сюжета держит зрителей в приятном напряжении.

Выбор вида театрализованного зрелища зависит от возраста детей. Самые маленькие очень любят мягкую образную игрушку. Небольшие сценки с медвежонком, собачкой, зайкой всегда радуют малышей, как правило, вызывают у них положительные эмоции. С хорошими образными игрушками можно разыгрывать театрализованные представления и для более старших детей. Схематичные, статичные плоские фигурки настольного театра вряд ли целесообразно показывать малышам, зато старшие дошкольники с их помощью лучше воспримут сказку, а затем смогут использовать фигурки настольного театра для самостоятельной театрализованной деятельности. Теневой, кукольный театр и другие виды театрализованных постановок всегда вызывают интерес у детей, развивают воображение.

Организация концертов, театрализованных представлений для детей требует большой подготовки, отработанности каждого номера. Только тогда они могут быть показаны детям. Кукольные спектакли по мотивам сказок «Репка», «Теремок» и др. можно показывать всем детям. Для малышей эти спектакли будут просто интересным развлечением, а более старших, хорошо знающих текст сказок, они будут побуждать к самостоятельной художественной деятельности. Не все, конечно, получится у них так, как у взрослых, но творческие стремления детей надо всячески поддерживать.

Таким образом, различные виды зрелищных развлечений имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а также для формирования интересов детей, развития у них творческой активности.

К зрелищным видам развлечений относятся и такие, которые связаны с использованием технических средств: диапроектора, портативной киноустановки, телевизора. Просмотры диапозитивов, диафильмов, мультипликационных фильмов, телевизионных передач увлекают детей. Следует только осторожно подходить к выбору репертуара и рациональному планированию подобных развлечений. Не требующие длительной и специальной подготовки, они порой преобладают в общей системе развлечений, чего не должно быть.

Из других технических средств, рекомендуемых к использованию, можно назвать электрофоны, магнитофоны и радио. Поскольку записи на грампластинке или магнитной ленте, а также радиопередачи дети слушают без опоры на зрительные образы, малышам трудно их воспринимать. Поэтому подобные развлечения можно рекомендовать лишь детям, начиная со средней группы, и после предварительной подготовки к слушанию. Хорошее качество записи, высокий художественный уровень исполнения музыкальных и литературных произведений, доступных детям, ставят эти развлечения в ряд наиболее ценных для эстетического воспитания дошкольников.

Особое значение имеют те развлечения, в которых дети сами принимают участие как исполнители. Это могут быть детские концерты, драматизации, целые театрализованные представления, музыкальные и литературные игры, аттракционы, развлечения с красками и карандашами.

Все эти развлечения ценны тем, что в них раскрываются способности ребят, преодолевается их робость, развивается активность, формируются творческие качества личности.

Основу таких развлечений составляет, как правило, литературный и музыкальный материал, отвечающий требованиям программы, т. е. репертуар концерта, содержание драматизации, спектакля детского кукольного театра должны быть знакомы детям. И лишь некоторая таинственность, неожиданность организации создают особую атмосферу вокруг этой детской деятельности. Выступления детей — это развлечение не только для самих участников, но и для зрителей — младших товарищей, сверстников.

В детских концертах соединяются различные виды (номера) художественной деятельности. Здесь и танцы (сольные, коллективные), и художественное чтение, и пение (сольное или хоровое), и игра на музыкальных инструментах. Дети исполняют то, что знают и умеют. Подготавливая детский концерт как развлечение, воспитатель должен учитывать интересы и исполнительские возможности каждого ребенка. Важно, чтобы все дети были заинтересованы и могли принять активное участие в концерте.

Детские концерты, так же как и подготовленные для них взрослыми, могут состоять из номеров, объединенных одной темой. Иногда это концерты импровизации, возникающие внезапно по инициативе нескольких детей. Исполнительский уровень здесь, конечно, не всегда достаточно высокий, но в данном случае ценно проявление самостоятельности, творческой активности ребят.

Удачной формой детских развлечений являются различные театрализованные представления. Драматизации сказок, стихотворений, песен, музыкально-игровых композиций должны быть простыми по сюжету и действию, включать короткие монологи и в основном диалоги действующих лиц. Это позволит многим детям быть не только внимательным зрителем, но и увлеченным участником-исполнителем.

Во время подготовки представления воспитатель должен создать спокойную, творческую обстановку, избегать чрезмерного назидания. Иногда он может сам включиться в драматизацию, чтобы помочь детям почувствовать верный тон и ритм игрового действия.

Представления детского кукольного театра реже, чем драматизации, используются в качестве развлечений, но это не совсем правильно. Хотя, конечно, руководство этим видом детской театрализованной деятельности требует дополнительных знаний по технике вождения кукол и организации сценического действия.

Среди доступных детям видов кукольного театра — театр игрушек, пальчиковый и перчаточный. Кроме того, дети любят разыгрывать представления в теневом театре, на фланелеграфе, с плоскими и объемными фигурами настольного театра. Уверенное управление персонажами, выразительное произнесение текста и само действие доставляют удовольствие как «артистам», так и зрителям.

Особенностью театрализованных развлечений является то, что все они требуют дополнительного внешнего оформления. Их зрелищность, театральность заставляют участников с помощью воспитателя или вполне самостоятельно готовить костюмы, декорации, атрибуты, необходимые по ходу действия. Все это становится важным средством эстетического воспитания детей.

Среди многочисленных детских развлечений определенное место занимают увлекательные игры с элементами соревнования между отдельными детьми или целыми группами. Такие игры обычно организует и проводит воспитатель, но активными участниками их являются дети. Здесь могут быть литературные, музыкальные и художественные викторины и конкурсы, игры подвижные и спокойные, хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную), аттракционы.

Игры, забавы непродолжительны по времени, но помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать веселое, приподнятое настроение.

Интересными могут быть также развлечения с красками и карандашами, в процессе которых в занимательной форме происходит знакомство с материалами, помогающими передать окружающий мир в цвете, многообразии его форм. Этот вид развлечений без «дидактического нажима» позволяет ребенку свободно действовать со знакомыми материалами, воспитывает образное видение, художественное чутье и эстетический вкус. Например, составить из набора аппликативных форм красивый букет, быстро соединить в кружки-цветы разного цвета лепестки, имеющиеся у каждого ребенка, нелегко, но интересно.

Развлечения с красками и карандашами предварительно подготавливаются воспитателем, проводятся с учетом возрастных возможностей дошкольников. При выборе развлечений педагогу необходимо помнить, что большинство из них требует литературной разработки сценария (последовательного раскрытия темы, логического перехода от одной части действия к другой и т. д.), а также продуманного оформления помещения, где происходит действие.

Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.​

3. Родителям.

Консультация для родителей «Масленица»

В большинстве районов России снежная зима держится по полгода, а то и дольше. Поэтому издавна люди изо всех сил старались помочь весне красной поскорее привести на землю тепло. 

В Костромской области Масленицу до настоящего времени празднуют шумно, весело катаются на санях с гор и по дорогам, жгут костры или колесо на палке, раньше – соломенное чучело или куклу из березовых веников, поют частушки, песни.

Раньше запрягали наряженных лошадей и катались от деревни к деревне.

Здорово, наша Масленка.

Не видала ли Горласенка?

А Горласня в черной шапочке,

На вороненькой лошадочке.

Летели, летели четыре утки,

Пятая утка, шетой селезень.

Все! С праздником!

  Также устанавливали огромные качели, на которых качалась молодежь. При этом пели «долгие» (лирические) песни «качульные» частушки.

Собственно, масленичные обрядовые песни записаны в Макарьевском  районе. Все масленичные обрядовые песни исполняются здесь с одним варьируемым текстом, напоминающим детские считалки.

Вот как пели в селе Тимошино Макарьевского района:

Масленка, масленка,

Не видала ли Горласенка?

Ой, видела, видела в том городу,

У Косьяна в коробу.

Она бегает по лавкам,

 Торгует булавкам.

Ну ревноха-то в другом,

 В сарафане голубом.

Перед Петрышком стоит ребрышком.

Перед Ваней-кузнецом

Стоит беленьким лицом.

Чём, чём, чём?

Торговала кирпичем,

Отдавала нипочем.

 В этот день все пекут блины, румяные, горячие. Блины пекут по разным рецептам и едят их по-разному – со сметаной, с творогом, мёдом, маслом, мясным фаршем, красной рыбой холодного копчения, икрой. Но главное общее условие – блинов должно быть много, чтобы наесться ими до отвала могли и все домашние, и пришедшие гости.

Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замёрзшую землю. Вот и стряпали блины – этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, – объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название – Масленица.

Празднуют этот день в конце февраля – в начале марта, в одно из воскресений. Чёткой даты праздник не имеет. «В феврале зима с весной встречается первой», – говорил народ. К началу Масленицы в деревнях и городах готовились снежные горы, строились качели да карусели, балаганы для артистов – весёлых скоморохов да кукольников.

Каждый день на масленичной неделе имел своё название. Например, понедельник – «встреча Масленицы», вторник – «заигрыши», т. е. первые масленичные игры молодёжи на улицах и хождение ряженых по избам. Среда называлась «лакомкой», в этот день во всех домах ставилось обильное угощение. Четверг имел два названия – «широкий пир» и «разгул»: тут были и блины, и гости, и шумное веселье за долгими сытными обедами. В пятницу бывали «тёщины вечёрки», а в субботу – «золовкины посиделки» – продолжение «широкого пира». В воскресенье – «проводы Масленицы».

Так проходила масленая неделя. Народ старался отпраздновать её как можно веселее, сытнее, богаче. Считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытым.

Уже с понедельника повсюду пекли блины – главное масленичное угощение. Не стоит изменять этой традиции и теперь. Готовясь отмечать праздник проводов зимы, напеките высокую гору блинов разного качества – тонких и толстых. Блины могут быть и гречневыми, и пшеничными, и овсяными.

Кроме блинов и оладьев на Масленицу было принято готовить ещё одно вкусное блюдо – пряженцы. Пряженцы – это такие жаренные картофельные пирожки с разной начинкой.

Процесс выпекания блинов, оладьев и пряженцов можно превратить в весёлое и познавательное для ребёнка мероприятиё. Расскажите ему, что рецепт приготовления блинов был у каждой хозяйки свой и держался в секрете. Покажите, как надо размешивать тесто – гладко-гладко, чтобы не было ни единого комочка. Посмотрите, как нагревается масло на сковороде и шипят, поджариваясь, блины. Для наряда в этот день подойдут красочные павлово-посадские платки. Ребёнок, покрытый таким платком, со стопкой блинов на расписной тарелке должен поклониться родителям и спросить их:

– А знаете ли вы, какой сегодня день? День проводов зимы холодной, день встречи весны тёплой – праздник Масленицы.

Выезжала честная Масленица,

                              Широкая боярыня,

                              Во широкой лодочке

                              В город пировать.

                              Прощай, зима холодная,

                             Приходи, лето красное.

Если детей в семье несколько, вот вам текст для другого участника:

                         Тинка – тинка, подай блинка,

                         Оладышка – позабавышка,

                         Масляный кусок,

                         Сладкий пирожок.

                         Тётя, не скупися,

                         С нами поделися.​

​ ​​"Масленница"

(Для детей старшего дошкольного возраста.)

Вед. Как при сказочном царе, да при Горохе,

        Шли веселою гурьбой скоморохи!

       Веселиться и плясать,

       Весь народ потешать!

( Под веселую музыку появляются скоморохи.)

1-й скоморох: Эге-гей! Собирайся, народ!

                         Сегодня нас много интересного ждет!

2-й скоморох:  Мы зовем к себе тех,

                          Кто любит веселье и смех!

1-й скоморох:  Ждут вас игры,

                          Забавы и шутки!

                           Скучать не дадут ни минутки!

2-й скоморох:  Собирайся, народ,

                          В гости праздник идет!

1-й скоморох:  Песни пой и пляши,

                         Веселись от души!

2-й скоморох:  Масленицу широкую открываем,

                         Веселье начинаем!

Вед.: Давайте-ка, ребята позовем Масленицу к нам в гости!

Дети:                 Масленица, кривошейка!

                          Повстречаем тебя хорошенько

                          Сыром, маслом, калачом

                          И поджаренным блином!

Дети:                Масленица дорогая,

                         Наша гостьюшка годовая

                         На саночках расписных,

                         На кониках вороных.

1-й ребенок:    Наша Масленица ты широкая,

                         В детский сад к нам пришла

                         И веселье принесла!

2-й ребенок:    Дорогая наша Масленица!

                         Авдотьюшка Изотьевна!

                         Дуня Белая, Дуня румяная,

                          Коса длинная, трехаршинная!

3-й ребенок: Платок ситцевый, новомодненький!

                      Живет Масленица семь деньков,

                      Оставайся, Масленица, семь годков!

Ведущий:     Крепче за руки беритесь

                      И по кругу становитесь.

                      Будем весело плясать,

                      Масленицу провожать!

Хоровод «Зима-красавица»

1-й скоморох: А сейчас, честной народ,

                        Гостей ряженых черед.

                        Гляди во все уши,

                        Хлопай в ладоши да слушай.

2-й скоморох: Метла летит реактивная-

                        Изобретение дивное.

                         Кто на ней летает,

                         Тот людей удивляет!

                         Кто это?

Дети: Баба-Яга!

Ведущий: Да у нас не одна Баба-яга, а целых две. Вот так фокус!

Ягуся

Гавриловна: Да, позвольте представиться!

                      Я - Ягуся Гавриловна!

Ягуся

Даниловна: А я – Ягуся Даниловна!

Я.Г.: Фу-фу, русского духу видимо-невидимо! А чего вы здесь собрались?         Секрет какой. Аль нет? 

Ведущий: Праздник у нас – Масленица! Мы зиму провожаем, весну красную встречаем, а с вами играть будем!

Я.Д.:А как?

Ведущий: А вот так!

Костромская народная игра «Бабка-Ежка».

Я.Г.:                 Ах, так! Вы на праздник собрались

                         И нас дразнить пытались!

                         Мы сейчас как засвистим,

                         Всем вам мигом отомстим!

Я.Д.:                 А мы Масленицу украдем,

                         В лес дремучий унесем!

( Бабки-Ежки крадут чучело Масленицы и убегают.)

1-й скоморох: Вот беда, так беда!

                         Поскорей бегите все сюда!

                         Бабки-Ежки Масленицу украли. Что же нам теперь делать?

Ведущий:        Не переживайте, скоморохи, ребята помогут нам. Что, ребята. Отправимся Масленицу искать?

(Все отправляются на поиски масленицы.)

Ведущий: Мы уже с вами в богатырской слободе, на Вавил-кисель реке. Смотрите – стоит здесь камень древний, богатырский, на нем надписи старинные: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – в дремучем лесу заплутаешь, а прямо пойдешь – друзей найдешь. Ну что, ребята, куда пойдем?

(Ответы детей.)

Ведущий: А кто это к нам навстречу идет?

(Под музыку на коне выезжает богатырь Илья Муромец.)

Илья Муромец: Стой, честной народ! Кто с чем идет! Куда путь держите?

Ведущий: Идем Масленицу искать!

Илья Муромец: Вишь, сколько народу, и все воеводы! А ну, выходите силой мериться!

( Проводится игра «перетяни канат».)

Илья Муромец: А теперь забава вторая! Кто быстрее в одно ухо Сивке-Бурке влезет, а в другое вылезет.

( Проводится игра «Пролезь в обруч».)

Илья Муромец: Ну , молодцы, ребята, крепкий будет народ! Ох, слышу, что-то в небе гудит, свистит! Видимо Бабки-Ежки к нам несутся!

Ведущий: Так ведь это украли нашу масленицу.

Илья Муромец: Ничего, мы с ними сейчас разберемся.

(Прилетают Бабки-Ежки и приносят чучело Масленицы.)

Илья Муромец: С чем прилетели7 Чего хотели?

Бабки-Ежки: хотели с вами повеселиться, да блинами угостится.

Илья Муромец: Ишь, чего захотели! А зачем же вы тогда Масленицу у ребят украли?

Ягуся Даниловна: Мы просим у ребят прощенья, и больше делать так не будем.

Ведущий: Мы простим вас, если вы с нами поиграете.

Ягуся Гавриловна: С удовольствием!

(Игра «Я – Яга».)

Я.Д.: Что-то мы проголодались - блинов хочется.

Илья Муромец: Вот у масленицы и просите блинов!

Я.Г.: Дай блинов! Дай блинов!

Ведущий2: Так кто же так просит? Нужно боярыне Масленице в ножки поклониться, да во всем повиниться!

(Бабки-Ежки просят прощения у Масленицы.)

Скоморохи: Мы давно блинов не ели,

                      Мы блиночков захотели.

                      Да какая же Масленица без блинов горячих,

                      Без блинов румяных!

                      Напекли мы всем поесть

                      Сотен пять, а может шесть!

                      Угощение на славу,

                      А ребятам на забаву!

Р.н. песня «Блины»

Скоморохи: Прощай, Масленица-плутовка. Погостила у нас ты недолго.

Погостила всего семь деньков, а мы думали - семь годков.

Прощай, Масленица - кончилось гуляньице.

Прощай, зима холодная, приходи, весна красная!

Прощай, Масленица!

Тряпичная кукла.


 

«Народные сказки и народная игрушка,

подобно каплям живой воды,

 вызывает к жизни те творческие семена,

которые без этого могли бы пролежать

бесплодными в душе ребенка».

«Игрушка. Ее история и значение». 

Под ред. Н.Д. Бартрама 1912г. с.171

То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5-6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра, потом – она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборов обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда, во время игры, разыгрывалось целое действие – свадьба, посиделки, сватовство, девичник. Причем такая игра сопровождалась пением, традиционным для того или иного времяпрепровождения. Интересно, что мужские образы в куклах встречались несравненно реже: кукольные наборы, по различным источникам, обычно были без «отцов», «сыновей», «братьев» и «дедушек».

Обращает на себя такая очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы, как безликость. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того – в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. В антропоморфной кукле видели представителя иного мира. На этом основано двоякое отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения).

В безликости же традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. На это древнейшее представление накладывались другие – эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент из перекрещивающихся полос, причем колористическое наполнение отвечало принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо.

Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку – вот тебе и кукла. Не всякая солома годилась для «танцующих» кукол: она должна была быть прочной, почти полированной, тогда расходящийся книзу пучок, на который надевалась юбка «до полу», позволял игрушке плавно двигаться, кружиться. Там, где выращивали кукурузу, в игрушки превращался початок: завернутый в тряпочку, он был похож на «младенца».

В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои. Ведь изображая обряд, дети запоминали порядок его ведения, правильное использование вещей в том или ином ритуале, усваивали словесно-музыкальную его сторону: перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, ребята овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения.

Народным игрушкам присуще такие качества, как единство эстетического и этических начал, доброе отношение к окружающей природе и людям, пожелание семейного счастья, радостный взгляд на мир, ощущение величия и красоты вселенной, умение выразить его гармонию, уважение к человеческому труду и многое другое. Это подлинно гуманистическое содержание заложено в живых, плодотворных традициях русского искусства. 

 
 
 «Вторая встреча Весны - Сороки»

 

 

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети заходят, встают полукругом

Ведущий: 

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. И мы сегодня празднуем Вторую встречу весны — “Сороки".

Ведущий:

— Весна, весна красна,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Дети:

Жаворонки, прилетайте к нам,

Принесите вы нам Весну – красну

На своем хвосту.

Нам зима надоела, весь хлеб поела.

Дети поют закличку «Ау – аукаем»

Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем,

Март, март – солнцу рад.

Апрель, апрель – открывает дверь,

Май, май – нивку засевай.

Ау, ау, аукаем!

Ведущий:

— Давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

 Все проходят цепочкой через ворота.

Ведущий  в это время  приговаривает:

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Хоровод «Веснянка»

Ведущий: 

— Вышли мы погулять, Весну красную встречать. Смотрите. Ручеек бежит!

Игра «Перепрыгни через ручеек»

Загадки

  Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка. 
Беленькая с живота, 
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) 
  Гнездо своё он в поле вьёт, 
Где тянутся растения. 
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок) 
  Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели, 
Голосистее, нежней? 
Кто же это? (Соловей) 
  Встали братья на ходули, 
Ищут корма по пути. 
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли) 
  Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт. 
Чужие песни петь умеет, 
А всё же голос свой имеет. (Скворец) 
  Всех перелётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей. (Грач) 

Ведущий:

Тили-тели, тили-тели,

С юга птицы прилетели.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.

Жаворонок, соловей, торопились – кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели, песни звонкие запели.

Смотрите, птицы летят!!!

                               Игра « Летят - не летят»

-- Жаворонки летят, на всю Русь кричат.

-- Летят…

-- Скворцы летят, на всю Русь кричат!

-- Летят…

-- Медведи летят. На всю Русь кричат!

-- Летят…

(Играющие должны или махать руками и кричать «летят», или стоять молча, с опущенными руками.)

Ведущий:

Наступало время, когда игры наскучили, все смолкло, слушали тишину и голоса птиц. (Дети садятся свободно на коврик).

Дети слушают голоса птиц (запись).

Считалка

Колокольчик нас зовет.

 Колокольчик нам поет.

Тонким, звонким голоском,

Дин – дон, дин – дон,

Выходи из круга вон.

Игра «Жаворонок»

(Все идут по кругу, водящий бежит навстречу.)

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, прятал песенку в траве,

Тот, кто песенку  найдет, будет весел целый год.

(Все присаживаются, закрывают глаза, водящий бежит, оставляет у кого – либо за спиной, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего).

Ведущий: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. 

Пословицы

«Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!»,

 «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

Дети: - Сороки, жаворонки прилетели - к теплу.

-Зяблики – к холоду.

-Чайки прилетели, значит скоро лед пойдет.

Ведущий:

— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Ведущий:  Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

Ведущий: Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. А ребятишки бегали по дворам и выпрашивали угощенье. Пойдем и мы в тот дом на опушке и попросим жаворонков.

Все встают за Ведущим, у него в руках птица на шесте с лентами.

Идут и поют попевку «Жавората»

Жавората, жавората.

Вы не клюйте мои ноги,

Вы садитесь на дугу.

Распевайте на лугу!

Говорком: Дедушка. Бабушка, подайте жаворонушка!

Бабушка Пыхтеиха: Пришли, гости дорогие!  Я вас ждала, поджидала. С утра тесто замесила, жаворат налепила, да колобанов золотых. В печку тесто поставила, а пока они пекутся, расскажу вам о Сороках.

22 марта поминают сорок мучеников, погибших за веру. Все они были воинами, отличались силой и храбростью.

Сердобольный русский народ особо чтил и почитал погибших в страданиях воинов, и в память о них построено сорок сороков церквей в Москве. В народе этот праздник связывали с приходом Весны и радовались обновлению природы. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

    Пойдем со мной поиграем.

Игра « Бабушка Пыхтеиха»

- Бабушка – Пыхтеиха, куда пошла?

- К обедне.

- Возьми нас с собой.

-Идите, да только не свистите.

Бабушка и дети идут,  затем дети начинают свистеть. Бабушка их догоняет.

- Ой, ой! Заигрались мы! В печи ведь жаворонушки!

Бабушка заходит в дом и выносит угощение.

Раздаёт жаворонушков и колобаны, гладит по головке и приговаривает:

« Жаворонушки прилетели, на головку детям сели»

***
Хоть птицы к нам возвращаются, 
А до тепла еще далеко –
40 мучеников, 
40 утренников, 
40 заморозков. 

 

Краеведческий компонент

 

Закличка «Ау-ау-аукаем»

Записана в деревне Ложкино Красносельского района Костромской области.

Исполнитель: Полевая Галя

Возраст 15 лет

Закличка «Жавората»

Записано в 1982 году в деревне Тестово Галичского района Костромской области.

Исполнитель: Киселева М.Н.

Год рождения: 1918

 

Литература:

«Костромские песни и наигрыши» выпуск №1 Кострома 1993год

«Жаворонушки» выпуск №3 Москва 1984 год