Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

наверх

​                

Цикл бесед о Великой Отечественной войне


БЕСЕДА 1» «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

    У каждой страны, у каждого наро­да бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тя­желые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех лю­дей и большая вера в то, что люби­мая Родина, Родина-мать, все преодо­леет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда нача­лась великая война. Ее назвали Отече­ственной, потому что нужно было за­щищать свое Отечество от врагов, ко­торые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? Ответы детей.

    Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял че­ловек, захотевший отнять у других на­родов земли, города и села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшеб­ник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процвета­ния Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная вой­на, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

    Звучит аудиозапись песни «Вста­вай, страна огромная» (муз. А. Алек­сандрова, ел. В. Аебедева-Кумача).

    Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мир­ные селения посыпались бомбы, их ста­ли обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пы­тались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Вот как вспоми­нает о начале войны женщина, кото­рой было тогда всего 7 лет, почти как вам, ребята:

    «В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс, увы, в первом классе мне не суждено было учиться, через год начала со второго. Но это про­изошло уже совсем в другой жизни, разделенной пропастью блокады. Мы с мамой жили в Детском Селе, тог­да говорили просто — Детское. На­чало войны запомнилось песней „Тучи над городом встали...", а над городом летнее голубое небо с легкими обла­ками, по которому летят самолеты. Очень-очень скоро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую зем­ляную траншею, убежищ поблизости не было. Уже в июле—августе жите­ли начали покидать юрод, ленинград­ский поезд брали штурмом. В толчее при отъезде меня столкнули с пер­рона под колеса поезда, показалось, что упала далеко вниз, но испугать­ся не успела, тут же меня подхвати­ли и вытащили чьи-то руки, втол­кнув затем в вагон. Через некоторое время мама ездила в брошенный дом за вещами. Рассказывала, что от раз­рывов снарядов стены ходили ходу­ном» («Долгий путь из войны», автор В. Левецкая.)

    Нападение фашистов стало нео­жиданным для нашего народа, поэто­му врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стра­не передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На за­щиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для побе­ды!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.

    Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был вы­пускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыть­ся, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погиб­ли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них воевали, чтобы при­близить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы тоже ушла на фронт и воевала до самой победы:

    Нет, это не заслуга, а удача —

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!..

     Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, кото­рые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли до­рогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые моло­дые солдаты, уезжая на войну, не зна­ли, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.

Приснилось мне, приснилось мне,

Как будто я на той войне.

Вдруг вижу — папа мой,

Такой смешной, такой худой

И совершенно не седой,

Среди разрывов и огня

Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, приснилось мне —

Я папу видел на войне.

Идет куда-то в сапогах,

Не на протезах — На ногах. П. Давыдов


Беседа 2. Герои Брестской крепости.

Вы уже знаете, что когда враг на­ступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли. Первым городом на пути фашистов был неболь­шой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжа­лось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захва­чены, а защитники все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужествен­ными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачаль­никам. Давайте мы встанем и помол­чим, чтобы почтить беспримерную хра­брость защитников Бреста.

Минута молчания.


Беседа 3. "Трагедия Хатыни".

22 марта 1943 года в шести километрах от белорусской деревни Хатынь, партизанами была обстреляна автоколонна фашистов. Был убит офицер полиции и трое полицейских. Преследуя партизан, полицейский батальон расстрелял около 30 жителей деревни Козыри, которые в то время работали на вырубке леса. Партизаны, которые совершили нападение, ушли от погони. Во второй половине дня на помощь полицейским был послан батальон СС. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители ничего не знали ни о нападении партизан на автоколонну, ни о том, что был убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям уже был вынесен приговор. Избивая прикладами стариков, детей, женщин с грудными детьми, каратели согнали в сарай жителей деревни. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям удалось скрыться от фашистов. Гитлеровцы заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. Охваченные ужасом, в горящей одежде, люди бросились бежать. Тех, кто смог выбраться из пламени, фашисты расстреливали на месте из автоматов и пулеметов.

В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-летнего возраста. Хатынь была разграблена и сожжена дотла. Из находившихся в сарае детей выжили лишь двое - Виктор Желобкович и Антон Барановский.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии, раненый, обгоревший деревенский кузнец - Иосиф Каминский. Его сын умер на  руках отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса "Хатынь" - "Непокоренный человек".

(Показ презентации мемориального комплекса "Хатынь")

А сейчас, ребята, я хочу прочитать вам слова, которые запечатлены на могиле, где похоронены останки жителей деревни "Хатынь". Это слова - обращение всем живым:

Люди добрые, помните:

Любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие,

Мы сгорели живыми в огне.

наша просьба ко всем:

Пусть скорбь и печаль обернуться в мужество ваше и силу,

чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

Давайте, ребята, помнить эти слова, обращенные к нам, и делать все, чтобы в нашей стране никогда не было войны.


Беседа 4. "Дети войны".

Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые ма­ленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откро­ем страницы воспоминаний детей воен­ных лет. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. Вот вос­поминания маленькой девочки:

«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по ра­дио о начале войны. Я отлично пом­ню этот день и последние слова вы­ступавшего: „Браг будет разбит, по­беда будет за ними!" И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наиско­сок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случив­шимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас ска­зала: „А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?" И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы». («Мне заказали гроб», автор Г. П. Стукалова.)

Вы знаете, ребята, очень страш­но было всем — и взрослым, и де­тям, — когда начиналась обстрелы. Лю­дям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоу­бежищах. Все внимательно прислуши­вались: не летят ли самолеты, или на­чинала завывать сирена, и по ее зву­ку все быстрее бежали прятаться.

Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопре­ки страху под бомбами и взрывами до­бывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом еще одна ма­ленькая девочка:

«За Арном подтягивались наши во­йска. На улицах рвались мины. Выхо­дить стало опасно. Но, как говорится, голод не тетка — надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продовольственные резервы, мы от­правились на пристань, где, по слу­хам, стоял разбитый вагон с пшени­цей. Вагон разнесло снарядом, и пше­ница, перемешанная с углем, покры­вала железнодорожное полотно. Ме­сто простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высо­ком берегу, так и нашими — с ле­вого берега Арна. Надо было под об­стрелом подползти к россыпям пше­ницы. Насыпав ее в наволочку попо­лам с крошевом антрацита, мы дол­гими вечерами при свете свечи выби­рали зернышко за зернышком для ку­тьи — пшеничной каши. Нам с ма­мой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать не­сколько дней до прихода наших, вы­бивших немцев на десятый день ок­купации». («Двадцать второе июня со­рок первого: неоправданные ожида­ния», автор А. Чижов.)

«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами — теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали за­сады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодежь в Герма­нию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом:

«В мае 1942 года немцы собрали молодежь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам ру­ками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочи­нили грустную-прегрустную. Были в ней и такие слова.

Раньше ели сладости,

Сахар и изюм,

Будем кушать гвоздики

И шурум-бурум...

Привезли нас в Гамбург и распре­делили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электро­моторный завод Ханса Штиля. Каж­дой присвоили рабочий номер и выда­ли тряпочки со знаком „ost", которые велели пришить к одежде. Мой номер был „ost-6". Такой же номер значился и на моих нарах в бараке. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую про­волоку. Вместе с нами работали и не­мецкие женщины. Они трудились ста­рательно, чему учили и нас: „Работай­те медленно, но хорошо]" Они полу­чали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то отлынивал от работы, то по­падал на сутки в карцер — узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагался получа­совой перерыв на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц-немок, развора­чивающих свои завтраки. Но они всег­да делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не по­мощь этих женщин, мы бы не выдер­жали и погибли от недоедания. Кор­мили нас только раз в день, после ра­боты. Обычно давали порцию шпина­та и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргари­на или ливерной, колбасы». («Помню не только плохое», автор Н. Д. Исако­ва (Панова), жительница деревни Под-кино. Источник: «За блокадным коль­цом: воспоминания» / Автор-составитель И. А. Иванова. — СПб.: ИПК «Вести», 2007. С. 27— 30.)

Педагог обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин.

Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, осо­бенно страдали дети без своих роди­телей, которые или погибли при бом­бежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близ­ких. Взрослые старались отвлечь де­тей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей, и для школь­ников, устраивали праздники. Вот та­кие воспоминания остались от пребы­вания в детском доме одного мальчи­ка, папа которого сражался на фронте:

«В детском доме я учился в пятом классе. Школа наша находилась в двух­этажном здании, рядом со спальным корпусом. Пока было тепло, учиться было не так трудно. Очень тяжело стало с наступлением холодов. В каж­дом классе топили железные печурки, как в спальном корпусе. Пока шли уро­ки, за печками следили ученики, но по­сле занятий в классе становилось хо­лодно. У каждого ученика была персо­нальная чернильница, которая храни­лась в парте. Когда дети приходили на занятия, то первым делом брали чернильницу и отогревали ее за пазу­хой так, чтобы можно было пользо­ваться чернилами. Контрольные рабо­ты писали в тетрадях, а в классе пи­сали на газетных листочках. Тетради сшивали из книжных листов и писали на белом поле между строк. Учебниками пользовались по очереди, догова­риваясь между собой. Иногда отдель­ные рассказы читали вслух для всего класса. Также коллективно учили сти­хотворения. После обеда занимались самоподготовкой». («Моя жизнь в дет­ском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, ко­нечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик:

«После окончания учебы детей на­правляли целыми отрядами на полевые работы — на прополку и окучивание. Это было самое тяжелое время, осо­бенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца ее не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли, если ты отстаешь от „цепи". Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту про­полки. Всем хотелось, чтобы по окон­чании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за каче­ство». («Моя жизнь в детском доме», ав­тор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодежь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и до­бывал сведения о врагах, ведь малень­кий ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вме­сте с солдатами, и тогда его называ­ли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Ка­таевым. Солдаты заботились о своем питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказали ему настоя­щую форму. Этих ребят, конечно, ста­рались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное учи­лище. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном пол­ка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и со­вершать подвиги. Они остались в на­родной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, ко­торая называется «Орленок».

Педагог включает аудиозапись песни «Орленок» (муз. Я. Шведова, ел. В. Белого). После прослушивания проводится беседа.

Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, навер­ное, поняли, что каждый человек неза­висимо от возраста может быть и му­жественным, и смелым, а самое глав­ное — не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вы­расти именно такими, и тогда нашу Ро­дину никто и никогда не победит

Звучит аудиозапись песни «Орля­та учатся летать» (муз. А. Пахму­товой, ел. В. Добронравова).

Примечание. Для проведения бесе­ды, можно использовать не все тек­сты, выстраивая рассказ в соответ­ствии с собственной логикой.

 

БЕСЕДА 5. «МЫ ПОЛ-­ЕВРОПЫ ПРОШАГАЛИ, ПОЛ-ЗЕМЛИ»

Вы уже знаете, дети, что война дли­лась долгих четыре года и в ней по­страдали не только люди нашей стра­ны. Фашисты захватили чужие земли, и многие народы мечтали об освобож­дении. И оно наступило! Наши смелые воины прогнали ненавистных врагов со всей земли и стали гнать фашистов и дальше. Так и пролегла нашей армии дорога на Берлин!

С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли,

И последней улицы название прочли.

А название такое, право слово, боевое:

Берлинская улица по городу идет!

Значит, нам туда дорога,

значит, нам туда дорога!

Звучит аудиозапись песни «До­рога на Берлин» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Арлматовского).

Взятие Берлина победоносно завер­шилась Великая Отечественная Война. Эта операция продолжалась целых 23 дня. Город брали с боем, враги сопро­тивлялись, хотя уже было понятно, что победа близка. Когда шли бои за Бер­лин, то так же, как в Сталинграде, при­шлось сражаться за каждую улицу, за каждый дом. Бои не прекращались ни днем ни ночью. В центре города воз­вышалось здание рейхстага, где засе­дало фашистское командование. Квар­тал за кварталом советские войска про­рывали оборону и все ближе продви­гались к рейхстагу. Прорвать сопро­тивление врагов было очень трудно, но советская армия сразила немцев и в Германии был поднят штурмовой флаг, советские солдаты оставили свои подпи­си на стенах рейхстага.

И вот наступил победный май, советские солдаты освободили от фа­шистов многие страны. Они сражались с фашистами и в Австрии, и в Румынии, и в Польше, и в Болгарии. Отвоевывая юрода и села, нашим воинам подчас приходилось биться за каждый коридор, за каждую комнату. Вот что вспомина­ет участник боев: «Гитлеровцы пре­вращали обычно - дом в крепость, поэтому их приходилось штурмовать. И помню, во время одного из таких штурмов, когда бой грохотал ввер­ху, на этажах, мне и еще несколь­ким солдатам из нашего батальона ершилось в кромешной тьме, вытаскивать немецких детишках, женщин, стариков из затопленного фашистами подвального помещения. Не могли мы, советские люди, смотреть на гибель детей...»

Поэтому благодарные жители встречали советских славных воинов с цвета­ми, а потом даже ставили им памят­ники. Памятник русскому солдату есть в берлинском Трептов-парке. Солдат стоит с маленькой девочкой на руках. А в Болгарии, в городе Пловдиве, жители с любовью называют свой памятник «Алеша». Находится он на холме барджик, т.е. холме Освободителей, к нему ведет широкая лестница из ста ступеней. Этот памятник можно увидеть практически из любой точки го­рода, и у его подножия в любое вре­мя года возложены цветы.

Немало под страшною ношей

Легло безымянных парней,

Но то, что вот этот — Алеша,

Известно Болгарии всей.

Послушаем песню об Алеше. Музыкальный руководитель вклю­чает аудиозапись песни «Клеша» (муз. 3. Колмановского, ел. К. Ваншенкина).

Мы с вами знаем, сколько горя при­несла война нашему народу Она разрушила города, осиротила детей, остави­ла без сыновей многие семьи. Постра­дали от войны жители и других стран, в том числе и Германии. Русские сол­даты говорили: «В этой войне пролито много крови. Но мы вступаем на тер­риторию Германии не для того, чтобы мстить немецкому народу, а чтобы уни­чтожить фашизм и его армию». Когда наши солдаты вошли в Германию, сра­зу после окончания боев мирным жи­телям раздавали хлеб и молоко для детей. Местные жители говорили друг другу: «Русские не только не делают нам зла, но и заботятся о том, чтобы мы не голодали». А когда войска оста­навливались на отдых, как бы солдаты ни устали, начинались шутки, смех, зву­чали песни. Вот какой случай произо­шел однажды. В Вене остановившиеся на привал советские солдаты увидели в одном из домов пианино. И коман­дир, любящий музыку предложил сво­ему сержанту, пианисту по профессии, испытать на инструменте, не разучил­ся ли он играть. Перебрав нежно кла­виши, он вдруг без разминки в силь­ном темпе начал играть. Солдаты при­молкли. Это было давно забытое мир­ное время, которое лишь изредка на­поминало о себе во снах. Из окрест­ных домов стали подходить местные жители. Вальс за вальсом — это был Штраус! — притягивали людей, откры­вая души для улыбок, дли жизни. Улы­бались солдаты, улыбались венцы...

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского).

Когда наши войска после побе­ды отправились домой, еще долго вспоминали по всей Европе русского солдата-освободителя. Прошло много лет. О войне сложены и стихи, и пес­ни, сняты кинофильмы, написаны кни­ги. В них рассказано о событиях и лю­дях войны, а в людских сердцах навсег­да сохранилась память о тех солдатах, которые отдали свои жизни за победу.

Звучит аудиозапись песни «Жу­равли» (муз. Я. Френкеля, ел. Р. Гам­затова).

Нельзя не вспомнить о том, как наш народ праздновал долгожданную великую победу Радостные люди обнима­лись на улицах, прошедшие пол-Европы солдаты не скрываясь плакали от радо­сти. Все ждали Парада Победы. Парад принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, мар­шал победы. Он проехал по Красной площади на белом коне. Затем пер­вым по площади прошел сводный полк барабанщиков-суворовцев, за ним шли сводные полки фронтов. Впереди свод­ных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои Советско­го Союза несли знамена прославлен­ных частей и соединений. Для каждого сводного полка оркестр исполнял осо­бый марш. Знаменосцы с ассистента­ми несли по 36 боевых знамен наибо­лее отличившихся в боях соединений и частей каждого фронта. Марш за­вершала колонна солдат, несших 200 опущенных знамен и штандартов раз­громленных немецких войск. Эти знаме­на под дробь барабанов были броше­ны на специальный помост у подножия Мавзолея. Первым был брошен личный штандарт Гитлера. Впоследствии на том месте, где Жуков принимал парад, был установлен памятник маршалу.

Звучит марш, демонстрируется видеозапись Парада Победы.

Дети читают стихи

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем! М.Владимов​