Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

П Р О Е К Т

(доработанная версия 25.08.2012)

 

КонцепциЯ организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ОБУЧАЮЩИХСЯ
в условиях непрерывноСТИ образования[1]

 

1. Введение

Профориентация[2] традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др.

Вместе с тем, как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении  в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения, острая востребованность которой в настоящее время очевидна. Настоящая Концепция разработана с целью определить и обосновать научно-методические и организационно-методические основы такой политики, в отношении к системе образования, на ближнесрочную перспективу (2013-2014 гг.).

 

2. Характеристика ситуации

Макрофакторы и внешние условия

Для современной России характерно сосуществование нескольких различных социокультурных типов (укладов) общества:

1.     Традиционное общество, в котором самоопределение личности остается невостребованным, поскольку маршрут социализации достаточно жестко задан сословными или государственными требованиями;

2.     Развивающееся общество индустриального типа, в условиях которого становится возможным профессиональное самоопределение личности. Оно реализуется, как правило, в форме разового выбора одной из множества достаточно жестких карьерных траекторий, набор которых определяется потребностями экономической сферы.

3.     Постиндустриальное общество, в котором социальное и профессиональное самоопределение выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме постепенного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей. В силу этого, все реже оказывается корректной и применимой в массовой практике традиционное понятие  «выбор профессии». Более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов. Одновременно фактором развития профессиональной сферы всё в меньшей степени становятся потребности экономики или объективные потребности общества, и всё в большей степени – субъективные интересы конкретных работников, система их взглядов и ценностных ориентаций.

Советское общество обладало многими характеристиками традиционного общества и некоторыми характеристиками развивающегося общества индустриального типа. Результатом подобного сочетания были:

-         крайне ограниченные возможности для свободного профессионального самоопределения личности;

-         безусловный приоритет интересов и потребностей государственной плановой экономики  над интересами личности при определении набора возможных профессионально-карьерных траекторий;

-         широкое использование инструментов манипуляции общественным и индивидуальным сознанием в профориентационной работе;

-         практическая невозможность построения и реализации индивидуального профессионально-образовательного маршрута.

Современное российское общество унаследовало многие черты советского общества. Таким образом, процесс общей социально-экономической модернизации (понимаемой как смена социокультурных типов общества) в современной России по-прежнему далёк от завершения. В то время как результативность, а во многих случаях и сама возможность реализации новых подходов в сфере профориентации в значительной степени зависит от его хода и результатов.

В основе кадровой идеологии традиционного общества лежит формула «человек для работы», а в постиндустриальном обществе реализуется противоположная модель – «работа для человека». Социокультурная многоукладность современной России предполагает неизбежное сосуществование двух обозначенных подходов, что делает на данном этапе невозможным построение целостной идеологии в кадровой и профориентационной сфере.

Современное состояние профориентационной сферы в России

Современный этап состояния профориентационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем с наличием и развитием «точек роста».

Основные проблемы в данной сфере

Отсутствие государственной координации. Обозначенные в стратегических документах РФ цели и задачи развития экономики[3] требуют пристального внимания к человеческим ресурсам, их развитию и оптимальному использованию. Это, в свою очередь, предполагает целенаправленность и специально организованное управление как на макро-, так и на и микросистемном уровне. В настоящее время такое управление на уровне государственной координации процессами сопровождения профессионального самоопределения отсутствует, в силу чего ситуация на региональном, муниципальном и локальном уровнях меняется стихийно. В результате качественные профориентационные услуги остаются недоступными для подавляющего большинства обучающихся, независимо от уровня и типа образовательных учреждений. В частности, сохраняется необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ.

Устаревшие подходы и имитация практики. В тех образовательных учреждениях, муниципальных образованиях и регионах, где профориентационная работа с обучающимися ведется, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов. Во многих случаях преобладает «мероприятийный подход», для которого характерны: проведение профориентационной работы на основе разрозненных и бессистемных мероприятий; пассивность и личностная невовлеченность участников; оценка результативности по количественным показателям «охвата». Профориентационая работа неэффективна в тех образовательных учреждениях, в которых не налажено социальное партнерство с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости – в этом случае профессиональная ориентация подменяется образовательным консультированием. По имеющимся данным, до 50% выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных  планов. Эта ситуация практически не меняется на протяжении последних двадцати лет, свидетельствуя о необходимости пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы с молодежью в современной системе образования.

Кадровые проблемы профориентационной сферы связаны, прежде всего, с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения. В настоящее время эта функция распределена по различным должностям работников системы образования, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации преподавателей образовательных учреждений к ведению профориентационной работы и, в конечном счете, к ее неэффективности. Отсутствие штатных должностей специалистов по сопровождению профессионального самоопределения естественным образом сочетается с отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области.

Следствием обозначенных внутрисистемных проблем профориентационной сферы выступают определенные внешние социально-экономические  эффекты:

-         на макроуровне возрастает дисбаланс между кадровыми потребностями рынка труда и результатами деятельности системы профессионального образования по уровню и по профилю образования;

-         на микроуровне снижается доля выпускников образовательных учреждений, готовых к эффективной профессиональной деятельности.

«Точки роста» в сфере сопровождения самоопределения

Инновационные прецеденты практики, возникающие на различных уровнях (локальном, муниципальном, региональном) в порядке «инициативы снизу»:

-         региональные целевые программы по развитию системы профессиональной ориентации;

-         модели и механизмы социального партнерства образовательной сферы с предприятиями и бизнесом;

-         прецеденты межведомственного взаимодействия региональных систем образования с учреждениями системы труда и социальной защиты;

-         негосударственные специализированные учреждения профориентационной направленности

-         и т. д.

Незадействованный потенциал традиционных элементов системы образования, который может быть более полно раскрыт и реализован за счет:

-         совершенствования содержания и методик традиционных учебных предметов, при знакомстве с которыми возможно приобщение школьников и к миру труда и профессий;

-         профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, которые оказывают влияние на процесс самоопределения учащихся.

Корпоративный опыт профориентационной деятельности, накопленный в организациях и предприятиях сферы бизнеса, хотя и имеет свою специфику, но также может быть во многом использован в сфере образования, а также для совершенствования кадровой политики в целом. Преимущества корпоративного опыта в данной сфере – четкая организация деятельности и нацеленность на конкретный результат.

Рост потребности всех актуальных и потенциальных субъектов профориентационной сферы в результатах ее деятельности – центральный фактор, который может и должен способствовать раскрытию всех имеющихся потенциалов. В результатах деятельности по сопровождению профессионального самоопределения в настоящее время заинтересованы:

-         государство;

-         представители научно-образовательного сообщества;

-         обучающиеся и их семьи;

-         представители экономической сферы;

-         общество в целом.

В этой ситуации каждая из обозначенных сторон, в принципе, может стать реальным заказчиком специализированных профориентационных организаций и служб.

Таким образом, состояние профориентационной сферы в современной России может быть охарактеризовано как переходный этап. Сущность данного этапа состоит в переходе от наследия государственной системы профориентации, сформировавшейся и функционировавшей в советский период к новой системе государственной координации процессов сопровождения профессионального самоопределения, формирующейся в условиях рыночной экономики с элементами государственного управления, на основе инновационных прецедентов профориентационной практики различного уровня (регионального, муниципального, школьного).

Ослабление позиций государства в управлении человеческими ресурсами, в том числе, в профориентационной сфере, проявившееся
в 90-2000-е гг., привело к формированию разнообразных практик, не только неоднородных по своим парадигмальным основаниям, но и различных по качеству и результативности оказываемых профориентационных услуг.

Необходимость государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения но современном этапе обусловлена:

-         многоплановостью обозначенной деятельности, участием в ней работе представителей различных социальных институтов и ведомств, включенностью в более обширную систему управления человеческими ресурсами;

-         необходимостью обеспечения гарантированного минимума профориентационных услуг для обучающихся и  их семей независимо от места проживания.

Вместе с тем, специфика переходного периода несет с собой определенные риски, вызванные в том числе:

-         неизбежным наложением «старых» и «новых» профориентационных моделей, основанных на принципиально различных концептуальных основаниях;

-         неготовностью социума воспринимать обучающихся в качестве субъектов территориального и общероссийского рынков труда и услуг профессионального образования;

-          низкой динамикой изменений в общественном сознании, с которой должна быть согласована динамика изменений в профориентационной сфере.

 

3. Объект, субъект и предмет деятельности по сопровождению профессионального самоопределения

Объект и субъект деятельности по сопровождению профессионального самоопределения – многоуровневые феномены.

На макроуровне объектом деятельности по сопровождению профессионального самоопределения являются человеческие ресурсы страны. Системно организованная работа с различными группами населения, включенными в человеческие ресурсы, создает условия для последних в трудовые ресурсы, которые могут активно и осознанно участвовать в экономическом и социальном развитии страны – и затем в кадровые ресурсы, которые реально участвуют в экономических процессах.

В качестве конкретизированных объектов макроуровня могут быть выделены основные образовательно-возрастные группы, с которыми возможна специально организованная работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения. Частные цели деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, дифференцированные по образовательно-возрастным ступеням, приведены в Приложении 2.

Субъектами деятельности по сопровождению профессионального самоопределения на макроуровне являются социальные институты, вовлеченные в процесс создания условий для обеспечения успешного профессионального самоопределения обучающихся. Их деятельность регулируется следующей группой принципов:

-         принцип сетевого взаимодействия учреждений, организаций;

-         принцип открытости и единства информационной среды;

-         принцип преемственности программ, условий, требований на всех уровнях образования;

-         принцип частно-государственного партнерства.

На микроуровне объектом деятельности по сопровождению профессионального самоопределения является потенциальная способность человека выступать в качестве субъекта профессионального самоопределения, а также система внутренних и внешних условий, обеспечивающих актуализацию указанной потенциальной способности.

Субъектами  деятельности по сопровождению профессионального самоопределения на микроуровне выступают: во-первых, сама личность, проходящая процесс профессионального самоопределения; во-вторых, специалисты (психологи, педагоги, консультанты и др.), непосредственно взаимодействующие с данной личностью в процессе решения задач ее профессионального самоопределения.

В качестве значимых субъектов деятельности по сопровождению профессионального самоопределения при работе с детьми, подростками и молодёжью[4] должны рассматриваться  семьи обучающихся.

Предметом деятельности по сопровождению профессионального самоопределения является формирование и развитие готовности человека к профессиональному самоопределению, которая, в свою очередь, выступает необходимым условием готовности человека к эффективной профессионально-трудовой деятельности. Структура готовности к профессиональному самоопределению включает в себя три основных компонента: ценностно-мотивационный, информационный, содержательно-деятельностный.

 

4. Цели и смысловые ориентиры

На макроуровне конечной целью работы по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения выступает согласование интересов и потребностей различных возрастно-образовательных и социально-профессиональных групп населения с интересами экономической сферы и общества в целом.

На микроуровне могут быть выделены две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности:

-             Промежуточная цель – помощь в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности / конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения.

При этом следует учитывать, что профессиональный выбор человека – многомерный феномен, характеризующийся: профилем (содержательной направленностью, профессиональным интересом); широтой (заостренностью или, напротив, размытостью содержательного интереса); уровнем (уровнем притязаний, определенной карьерной ориентацией); устойчивостью (или, напротив, стремлением периодически изменять свой выбор).

-               Конечная цель – содействие становлению субъекта профессионального самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций, необходимых человеку для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях.

Важнейшие среди таких компетенций выражаются в готовности человека:

-         осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный  выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда;

-         противостоять при этом внешним манипулятивным воздействиям;

-         ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения, проектировать свой образовательный и профессиональный (карьерный) маршрут;

-         владеть способами деятельности по реализации указанных целей;

-         при возникновении необходимости запрашивать помощь специалистов.

 

5. Основные идеи Концепции

Единство профессионального, образовательного и общего самоопределения

Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения. В связи с этим в системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

Другой важный аспект единства общего и профессионального самоопределения заключается в рассмотрении профессиональной деятельности как преимущественно практической, практико-преобразовательной деятельности, существенно отличающейся от учебной деятельности, преимущественно (а в ряде случаев и исключительно) реализуемой в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного, включение учащихся общеобразовательных школ в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности выступает важным предварительным условием формирования их готовности к профессиональному самоопределению.

Непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения в системе образования

В системе непрерывного образования процесс сопровождения профессионального самоопределения теряет вид одномоментного акта «выбора профессии» и также приобретает черты непрерывности, сопровождая всю жизнь человека от дошкольного до пенсионного возраста. Каждая ступень образования требует решения своих особых задач сопровождения профессионального самоопределения с использованием специфического набора средств (см. Приложение 2). Вместе с тем, могут быть обозначены некоторые сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального образования по возрастным ступеням:

-         по мере взросления школьника должны постепенно расширяться  его представления о возможностях выбора, что требует постепенного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения;

-         по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим»;

-         потребность в профориентационных услугах и профдиагностических консультациях, по мере взросления человека, снижается и, напротив, возрастает потребность в психологической поддержке.

Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на  планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта: из общеобразовательной школы – в учреждение профессионального образования; из учреждения профессионального образования – в сферу профессиональной деятельности.

Личностно ориентированный подход

Актуальность и значимость данного подхода обусловлена, с одной стороны, тем, что в современной профессиональной деятельности мотивационно-ценностные установки работника выступают не менее, а во многих случаях и более значимым фактором производительности труда, чем квалификация работника и его достаточно узкие «профессиональные способности». Мотивация работника в его профессиональной деятельности напрямую зависит от того, какие группы личностных потребностей у него актуализированы, и в какой степени его работа по данному виду профессиональной деятельности способна удовлетворять эти потребности.

С другой стороны, в ситуации образовательного и профессионального выбора ведущую роль играют такие мотивы, как интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности.

Из этого следует, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся должно строиться, исходя из изучения системы личностных потребностей учащихся и их семей, их требований к образу жизни, который может приблизиться к удовлетворению данных потребностей. В частности, выбор уровня, сферы и профиля профессиональной деятельности обучающихся определяется в значительной степени теми жизненными задачами, которые стоят перед их семьями. Эти задачи могут быть принципиально различными (экономическое выживание; накопление и укрепление материальных фондов; наработка «социального капитала», социальный лифт; накопление интеллектуальных капиталов и духовный рост).

В таких условиях профориентационная деятельность уже не может и не должна ограничиваться вопросом: «Что человек может дать профессии?». Этот вопрос нельзя решать в отрыве от встречного вопроса: «Что профессия может дать человеку?», который, в условиях реализации личностно-ориентированного подхода, является первичным.  В связи с этим одним из инструментов ориентационной работы становится создание и анализ потребительских профилей профессий (см. Приложение 3).

В условиях личностно ориентированного подхода ведущими идеями построения деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся выступают следующие.

Идея осмысленности выбора

Образовательный и профессиональный выбор субъекта должен быть осмысленным; при этом должно быть достигнуто по возможности полное понимание как того, что даёт та или иная профессия обществу, так и того, что она сможет дать самому субъекту самоопределения (и его семье). Это требует специальной работы по преодолению распространенных мифов и предрассудков о различных видах профессиональной деятельности. В рамках такой работы необходимо выводить ряд острых проблем из «зон умолчания» и превращать их в предмет открытого обсуждения с обучающимися и их семьями. Речь идет, в том числе, о таких проблемах, как: элитарные ориентации обучающихся и их родителей как фактор образовательного и профессионального выбора; восприятие высшего образования как «камеры хранения и дозревания»; давление на абитуриента со стороны учреждений профессионального образования; низкое качество и имитация профессионального образования; ситуации ограниченного образовательного и профессионального выбора; деформации в сфере труда, связанные с несоответствием между трудом и его оплатой и др. Результатом подобной работы должно стать развитие у обучающихся своего рода иммунитета против манипуляций со стороны СМИ и общественного сознания.

Идея самоопределения как пробы

В современных условиях нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому повторяющемуся самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества.

Идея возможного несовпадения цели и средств

Субъект самоопределения может сознательно использовать различные социальные институты для своих целей, отличающихся от тех целей, для которых эти институты были предназначены (например, получение высшего профессионального образования может быть изначально запланировано не для того, чтобы впоследствии работать по данной специальности, а для достижения иных целей, например, для накопления «социального капитала» и т.д.). Обозначенные моменты также необходимо рассматривать как социокультурную норму современного общества, а не как показатели неэффективности профориентационной работы.

Таким образом, в системе сопровождения профессионального самоопределения необходимо создать такие психолого-педагогические и социально-экономические условия, при которых  самоопределяющаяся личность не должна ощущать себя объектом давления или манипуляций, исходящих от власти,  общества и профконсультантов, когда важнейшие жизненные выборы делаются «вместо» самого человека. Опыт профориентационных мероприятий, реализованных в советский период, убедительно показал неэффективность манипулятивной направленности мероприятий и попыток управления сознанием самоопределяющегося человека извне. В то же время, на современном этапе развития общества личностно ориентированный подход должен не вытеснять социально ориентированный, а дополнять его, направляя процесс сопровождения профессионального самоопределения в сторону реальной сбалансированности интересов личности и экономики.

Множественность индивидуальных перспектив, которая должна учитываться в процессе сопровождения профессионального самоопределения. Готовность к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к  современному работнику и включает в себя набор частных готовностей (компетенций), предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:

-         после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;

-         на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования; продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней; изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования.

Уровневый подход предполагает выделение определенных уровней развития субъекта самоопределения, что существенно облегчает постановку индивидуальных задач и подбор индивидуализированных средств сопровождения профессионального самоопределения, а также позволяет оценить результативность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения. Так, для ступени общеобразовательной школы могут быть выделены следующие уровни самоопределяющегося учащегося: пассивный уровень; уровень взаимодействия; уровень самостоятельности и осмысленности. В условиях реального образовательного процесса динамика субъекта самоопределения может проявляться в различных формах: развития, стагнации и деградации. Выделение трех обозначенных уровней позволяет, используя инструменты психолого-педагогического мониторинга, определять динамику обучающихся как субъектов самоопределения и на основе этого выявлять имеющиеся проблемы, связанные с неэффективностью профориентационной деятельности в образовательных учреждениях.

Опора на активизирующие методики (профессиональные пробы, учебно-исследовательские проекты профориентационной направленности, ролевые и деловые игры и т. д.)

Это обеспечит постепенный переход от работы с пассивным клиентом («обслуживание») к деятельности, в котрой формируется субъект самоопределения, развивается система его ценностей и мотивов, обеспечивающая адекватность и устойчивость образовательного и профессионального выбора.

Использование активизирующих методик  предполагает активную позицию самих педагогов и специалистов по сопровождению профессионального самоопределения, что предъявляет к ним особый набор требований и позволяет выделить проблему подготовки подобных специалистов в качестве отдельного направления работы по реализации настоящей Концепции.

Комплексность профориентационных услуг определяется сложностью и многоуровневостью объекта и целей работы. Работа по сопровождению профессионального самоопределения, на любом уровне, должна не ограничиваться одной или несколькими функциями, а включать в себя весь комплекс таковых: информирование; диагностику; консультирование и (при необходимости) психологическую поддержку.

Научная обоснованность – принцип работы по реализации настоящей Концепции, предполагающий обязательность теоретико-методологического обоснования Концепции и ее отдельных положений на основе комплекса современных научно-теоретических подходов, эмпирических исследований и практической апробации.

6. Направления и задачи работы по формированию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

Направление 1. Организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство

В рамках работы по данному направлению предстоит выявить институциональные формы, модели и механизмы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях (региональном, муниципальном), определить условия их социально-педагогической эффективности и транслируемости. Это предполагает, в том числе, решение следующих задач:

-         уточнение субъектов организации сопровождения профессионального самоопределения в контексте межведомственного взаимодействия и социального партнерства учреждений системы образования, ведомства Министерства труда и социальной защиты, экономической сферы;

-         определение эффективных механизмов взаимодействия между потребителями и благополучателями услуг в области сопровождения профессионального самоопределения и субъектами организации и оказания соответствующих услуг (включая механизмы и пути вовлечения в целевую сферу представителей крупного, среднего и малого бизнеса и работодательских объединений, а также различных групп представителей общественности);

-         изучение опыта и определение условий эффективности деятельности специализированных организаций различного типа и подчинения (в т.ч. негосударственных), оказывающих услуги в целевой области;

-         изучение опыта деятельности по совместному решению задач сопровождения профессионального самоопределения образовательными учреждениями различных типов и уровней (дошкольное образование; общее образование; дополнительное образование детей; начальное, среднее и дополнительное профессиональное образование; высшее образование);

-         апробация и сравнительная оценка эффективности различных региональных моделей организации сопровождения профессионального самоопределения.

Направление 2. Нормативно-правовое обеспечение

В рамках данного направления требуется решение следующих основных задач:

-         разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства в целевой сфере;

-         разработка стандарта (гарантированного минимума) профориентационных услуг для обучающихся в образовательных учреждениях РФ;

-         разработка пакета типовых документов регионального, муниципального и локального уровней, обеспечивающих необходимые условия для реализации вариативных моделей сопровождения профессионального самоопределения.

Направление 3. Научно-, программно- и учебно-методическое обеспечение

Комплекс работ по данному направлению призван обеспечить реализацию организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях на необходимом уровне качества и социально-педагогической эффективности. Реализация направления, в том числе, предполагает:

-         уточнение целеполагания системы сопровождения профессионального самоопределения путем выявления ее реального социально-педагогического потенциала, дифференциации множества целей на достижимые и недостижимые;

-         разработку рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе;

-         уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты: самостоятельная образовательная область «Самоопределение»; включение профориентационного модуля в предмет «Технология»; включение материала профориентационной направленности в базовые предметы; усиление профориентационной направленности предпрофильных и профильных элективных курсов; система учебно-исследовательских проектов профориентационной направленности и др.);

-         разработка и апробация подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся в системе непрерывного образования;

-         поиск (отбор, разработка) методов и технологий, обеспечивающих  реализацию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на всех этапах работы с населением в системе непрерывного образования и на этой основе – создание единой технологии профориентационной работы, основанной на общем для всех учреждений алгоритме, предусматривающей несколько уровней глубины и сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций.

Направление 4. Информационное обеспечение

Предполагает формирование системы информационного сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях, включая:

-         формирование развитие  системы тематических Интернет-ресурсов федерального и регионального уровня;

-         издание специализированного журнала для подростков и молодежи по проблемам профессионального самоопределения;

-         формирование и систематическое обновление открытого банка потребительских профилей профессий (см. Приложение 3);

-         подготовка пакета видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям и обеспечение их доступности.

Направление 5. Кадровое обеспечение

Для обеспечения эффективной работы по данному направлению необходимо решение первоочередного вопроса о введении должности специалиста по сопровождению самоопределения в штатное расписание образовательных учреждений. В дальнейшем, работа в рамках данного направления  требует решения следующих задач:

-         разработка профессионального стандарта и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (включая классификацию видов целевых услуг и временные затраты на различные формы работы);

-         формирование системы подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих), а также системы сертификации соответствующих кадров;

-         разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач;

-         создание системы условий для привлечения внешних экспертов (представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных учреждениях.

Направление 6. Мониторинг и оценка

Данное направление нацелено на формирование эффективной системы управления процессами сопровождения профессионального самоопределения на региональном, муниципальном, локальном уровнях. Задачи в рамках данного направления:

-         формирование целостного набора критериев результативности социально-профессионального самоопределения молодежи и внесение предложений о совершенствовании соответствующей статистики;

-         разработка системы показателей результативности деятельности региональных, муниципальных и локальных систем сопровождения профессионального самоопределения (дифференцировано по уровням образования, по уровням деятельности и по содержательным линиям);

-         разработка и внедрение технологии управленческого мониторинга результативности процессов сопровождения профессионального самоопределения на региональном, муниципальном, локальном уровнях.

 

7. Механизмы реализации Концепции

1. Система научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный) и ориентированных на разрешение проблем, требующих экспериментальной проверки.

2. Разработка и поддержка инновационных проектов и других прецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня. Возможные варианты:

-         создание прецедентов согласования кадровой и молодежной политики, межведомственного взаимодействия, сотрудничества  сферы образования и сферы бизнеса в целевой области различного формата и различной степени институционализации;

-         создание и поддержка учреждений общего и профессионального образования, реализующих различные модели и программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения;

-         создание в структуре образовательных сетей специализированных учреждений – ресурсных центров, обеспечивающих концентрацию и эффективное использование внешних ресурсов сопровождения профессионального самоопределения в различных форматах (центры профориентации, центры детского творчества, профориентационные технологические площадки и др.).

3. Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет-порталы и форумы и т.д.), а также формирование и оформление профессионального сообщества специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения.

 

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Внешний эффект – повышение доступности услуг в области сопровождения профессионального самоопределения  для различных групп населения.

Внутрисистемный эффект – формирование необходимого и достаточного набора  условий для перехода к следующему этапу – этапу создания общероссийской системы государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения  различных групп населения, что предполагает переход:

а)      с регионального и субрегионального на федеральный

б)      с ведомственного (образовательного) на межведомственный уровень развития.

Условия:

-         осуществлены институционализация и нормирование инновационных прецедентов практики в целевой области;

-         проведена дифференциация региональных, муниципальных и локальных моделей сопровождения профессионального самоопределения по признакам социально-педагогической эффективности и транслируемости;

-         завершено проектирование единой системы сопровождения профессионального самоопределения для всех уровней образования, обладающей признаками непрерывности и преемственности;

-         сформированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в целевой области.


Приложение 1

 

ГЛОССАРИЙ (СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ)

Информационная работа с учащимися и их родителями – обеспечение учащихся основной школы максимально полной информацией о возможных путях и формах продолжения образования в конкретном районе, регионе.

Кадровые ресурсы – персонал предприятия (организации, учреждения); совокупный персонал предприятий (организаций, учреждений) региона, отрасли, страны; экономически активное население.

Координация  деятельности по сопровождению профессионального самоопределения – согласование действий, установление целесообразных отношений между субъектами, организующими и реализующими указанную деятельность  (ведомствами, структурами, организациями и др.).

Непрерывность образования (в отношении обучающегося) – отсутствие разрывов в хронологической последовательности отдельных, дискретных стадий образования, каждая из которых, будучи неотъемлемой частью целого, обладает определенными качественными особенностями (включая чередование форм формального и неформального образования).

Образовательное консультирование – специальная психолого-педагогическая деятельность, направленная на помощь обучающимся в построении индивидуальной образовательной перспективы.

Образовательные услуги – совокупность образовательных отношений, вступая в которые, гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ – образовательных результатов (знаний, умений, навыков, компетенций и др.).

Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективной реализации задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня и типа.

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся – компенсация недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, в том числе, связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся – совместная деятельность сопровождаемого и сопровождающего с целью достижения оптимального результата профессионального самоопределения.

Проектирование профессионального пути – процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей); анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.

Профессиональная мобильность  способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация – специально организованная научно-практическая деятельность общественных институтов, направленная на решение комплекса задач по оптимизацию процесса трудоустройства  различных групп населения в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда.

Профессиональная проба – работа, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные притязания – стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты.

Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профильная ориентация – компонент предпрофильной подготовки учащихся основной школы; деятельность  нацеленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения классах старшей ступени, в том числе на основе индивидуальных учебных планов, либо в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределениясоздание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития.

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений.

Система непрерывного образования – система последовательных уровней образования, преемственно связанных друг с другом: дошкольного; начального, основного и среднего (полного) общего; начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального.

Сопровождение профессионального самоопределения – многоуровневая деятельность, включающая организационно-педагогическая и психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.

Социально-профессиональная адаптация – процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

Трудовые ресурсы – совокупность трудоспособного населения страны (региона), обладающего определенными качественными характеристиками (профессиональным образованием, состоянием здоровья, опытом, мотивацией и т.п.).

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики.

Человеческие ресурсы – всё население страны (региона), а также других стран (регионов), включенных в миграционные процессы совместно с данной страной (регионом).

 


Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВЕДУЩИЕ СРЕДСТВА СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(ПО СТУПЕНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ)

Ступень образования

Задачи

Средства

Дошкольное образование

- Формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.

- Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры).

- Педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

Начальное общее образование

(1-4        кл.)

- Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения.

- Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества.

- Постепенная выработка первоначальных трудовых навыков.

- Общее знакомство с миром профессионального труда, включая экскурсии на предприятия.

- Практико-ориентированные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности.

Основное общее образование

(5-7 кл.)

- Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.

- Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.

- Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов.

- Образовательная область «Самоопределение».

- Система практико-ориентированных учебных и социальных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности.

- Экскурсии на предприятия

 

Основное общее образование

(8-9 кл.)

- Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов.

- Формирование учащимися собственной  жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры.

- Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами.

- Построение учащимися личной профессиональной перспективы.

- Подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

- Знакомство с перечнями рабочих профессий, специальностей СПО и ВПО.

- Обсуждение потребительских профилей интересующих профессий.

- Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы.

- Информационная работа с семьями, включая составление образовательной карты города, района.

- Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование).

- Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных областях.

Среднее (полное) общее образование

- Уточнение профильного выбора в условиях вариативного обучения; проектирование после-школьного образовательно-профессионального маршрута (с учетом введения в вузах бакалавриата); знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки.

- Формирование ценности самообразования и саморазвития.

- Использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов.

- Система профильных элективных курсов.

- Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, образовательное консультирование).

- Внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности).

Среднее профессио-нальное образование

- Уточнение личностного смысла выбранной специальности или рабочей профессии.

- Обеспечение перехода из социальной роли и личностной позиции «обучающегося» (потребителя, иждивенца) в позицию «работника», формирование профессионально-трудовой самостоятельности.

- Формирование ценности профессионального самообразования и саморазвития.

 

- Насыщение образовательного процесса (образовательной среды) профессиональным контекстом.

- Курс «введение в специальность» (на первом году обучения).

- Система индивидуальных и групповых консультаций.

- Знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.

- Знакомство с корпоративной культурой предприятий-партнеров, введение ее элементов в образовательную среду.

- Обеспечение возможностей для оплачиваемой профессиональной деятельности в процессе обучения.

Высшее образование

- Сопровождение локальных выборов в процессе обучения (специализации, тем курсовых и дипломной работ, места прохождения практики и т.п.); выбора места будущей работы по специальности.

- Содействие формированию индивидуального стиля деятельности.

- Формирование готовности к профессиональной самореализации

 

 

- Курс «введение в специальность» (на первом году обучения).

- Система индивидуальных и групповых консультаций.

- Знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.

Дополнительное профессио-нальное образование

 

- Выявление индивидуальных профессиональных затруднений и определение стратегии работы с ними.

- Определение путей и способов достижения «акмэ» в профессии.

- Определение мотивации к продолжению трудовой деятельности по своей специальности (профессии) или к освоению новых специальностей (профессий).

- Содействие развитию индивидуального стиля деятельности.

- Диагностическая работа.

- Система индивидуальных и групповых консультаций.

- Знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.


Приложение 3

ФОРМАТ

«ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИИ, ДОЛЖНОСТИ[5]»

Группы характеристик

Характеристики профессии, должности

Нагрузка

Общая психофизиологическая трудоемкость.

Преобладающий вид нагрузки (физическая нагрузка, внимание, аккуратность, точность, коммуникация, аналитическое мышление, креативность, быстрота реагирования, ответственность, стрессогенность и т.п.)

Характер ответственности (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей).

Возможность или необходимость выполнения обязанностей по другим (смежным) работам в рамках данной работы.

Режим работы

Варианты построения рабочего дня (рабочей смены).

Нормированный / ненормированный рабочий день.

Возможность / невозможность гибкого графика.

Возможность / невозможность надомной работы, работы в форме «удаленного офиса» и пр.

Возможность работы на неполную ставку или по совместительству.

Отпуск (продолжительность, разбивка).

Командировки.

Зарубежные командировки.

Возможность работать по данной работе в зарубежных странах.

Физические условия труда

Тип помещения или работа на открытом воздухе.

Степень скученности.

Шум, влажность, температура, стерильность и другие специфические производственные условия.

Типичная поза.

Возможные экстремальные условия

Оплата труда

Средний уровень зарплаты.

Возможный разброс по зарплате (по организациям, регионам).

Форма оплаты труда (оклад, проценты, комиссионные, суточные, доплаты за переработку, др.).

Социальные льготы, привилегии и т.п.

Зависимость дохода от карьерного роста.

Возможность дополнительного заработка в рамках работы.

Возможность дополнительного заработка в рамках организации.

Возможность участия в прибыли (учредительство, акционирование и др.).

Накопление нематериальных ресурсов

Возможности для накопления социального капитала (собственной клиентской базы, профессиональных и социальных связей, влияния).

Возможности для накопления внутренних ресурсов (уникальный опыт, уникальные компетенции).

Востребованность опыта работы в данной должности при смене работы.

Карьерный рост

Варианты.

Реальность и темп.

Условия.

Возможность досрочной пенсии

Возможность и конкретный срок выхода на пенсию.

Условия.

Характер общения

Индивидуальный или коллективный труд.

Постоянный или сменный трудовой коллектив.

Работа с клиентами, посетителями.

Работа с аудиторией.

Дисциплина и субординация.

Основные угрозы, риски и проблемы

При приеме на работу.

В начальный период работы.

Возможные профессиональные заболевания.

Возможные профессиональные деформации личности.

Необходимость выполнения обязанностей по другим (смежным) работам в рамках данной работы при сохранении стандартной оплаты труда.

Другие угрозы в дальнейший период работы.

В процессе увольнения (сложность с увольнением в определенное время года, необходимость длительного срока доработки перед увольнением и др.).

После увольнения (ограничения на выезд и др.).

Духовный аспект

Социальный смысл и миссия профессиональной деятельности.

Варианты социальной отдачи.

Возможности для творчества и самореализации в рамках работы.

Возможности для самообразования и развития в рамках работы.

Возможности для построения полноценной и насыщенной жизни, сохраняющиеся за пределами работы.

 



[1] Согласно Государственному заданию ФГАУ «ФИРО» «Концепция психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся для различных уровней общего и профессионального образования».

[2] Определения терминов, используемых в настоящей Концепции, приведены в Приложении 2 (Глоссарий).

[3] См.: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);

Указ Президента российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и др.

[4] Согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства от 18 декабря 2006 года № 1760-р) к молодежи отнесены все граждане РФ в возрасте от 14 до 30 лет, но в тексте настоящей Концепции вводится три возрастных группы «дети», «подростки» и «молодежь».

[5] Перечень профессий и должностей содержится в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94.