Почему подросткам необходимо участвовать в творческих конкурсах
При переходе в среднее звено особенно значимым является личностное становление ребенка. Кто я? Какой я? Для чего я живу? В чем смысл жизни? Эти и многие другие вопросы начинает задавать себе каждый нормально развивающийся 5-классник. Ведь это уже младший подросток, а одной из особенностей подросткового возраста является рефлексия.
Рефлексия – это осознание себя и своих действий. Рефлексия меняет взгляд ребенка на окружающий мир, заставляет не верить на слово тому, что говорят другие, а вырабатывать свой собственный взгляд, собственное мнение. Это личностное отношение к окружающему, прежде всего, затрагивает основную деятельность школьников – учебную. В результате у детей постепенно формируется личное отношение к учению. Кроме этого, у детей в этом возрасте уже хорошо сформирована произвольность.
Произвольность – это способность детей регулировать свою деятельность, которая, прежде всего, касается учебы и распространяется на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности.
Причин, по которым подросткам нужно участвовать в конкурсах, предлагаемых на портале Национальной образовательной программы "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ", много. Вот лишь некоторые из них:
- У подростков велика потребность в самовыражении.
- Сформированы необходимые психологические особенности – рефлексия, произвольность.
- Основные компоненты учебной деятельности достаточно сформированы, это позволяет ребенку успешно усваивать не только программный материал, но и расширять свой кругозор, выходя за рамки стандартов.
- Мышление выходит на новый уровень, становится понятийным, логическим, повышаются умственные возможности поисково-творческой деятельности.
- Участвуя в конкурсах, подростки решают одну из главных возрастных задач - адаптация в социуме, общение со сверстниками. "Интеллект будущего" - это погружение в увлекательное общение, обмен мнениями, взглядами, интересами.
- Участие в конкурсах, исследовательских работах готовит детей к будущей жизни, позволяя испытать свою конкурентноспособность, без которой в современном мире необычайно сложно достичь успеха.
- Дети и подростки начинают создавать и пополняют свой портфолио. Напомним, что портфолио – обязательное требование для выпускника школы наряду с аттестатом об образовании. Для справки: портфолио – это индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
- Творческая и исследовательская деятельность повышает интерес ученика к познанию. Напомним, что учебная мотивация начинает формироваться еще в дошкольном детстве, и если не создавать условия для ее развития, то к концу начальной школы интерес к учебе падает, и самый лучший способ сохранить и развить этот интерес – увлечь ребенка творчеством.
- Если у ребенка гуманитарный склад мышления, ему стоит попробовать себя в конкурсах, например, естественно-научной или математической направленности. И наоборот, школьнику, имеющему достижения в точных предметах, желательно испытать себя на гуманитарном поприще. Для гармоничного развития просто необходим новый опыт!
|