Я живу в маленьком городке Оренбургской области, поэтому предлагаю вашему вниманию программу изучения своего края.
Пояснительная записка
Программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе «Патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2011 – 2015 гг.». Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает исторические аспекты изучения Оренбургской области и местности проживания с момента возникновения до конца XX века.
Цели:
Главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формировать представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России;
- развивать умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).
Воспитательные задачи:
- развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю, формировать личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждать деятельную любовь к родному месту жительства;
- формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
- изучать жизнь края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- организовывать общую работу детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- совместно решать задачи, стоящие перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формировать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
- стимулировать стремления знать как можно больше о родном крае, интерес учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптировать к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
- стимулировать участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развивать установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования в 6 классе отводится 34 часа из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных;
- применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической жизни.
Программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.
Программа включает три раздела:
а) пояснительная записка;
б) основное содержание и рекомендуемая последовательность разделов с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
в) список рекомендуемой литературы.
Все обозначенные в разделе «Патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2011 – 2015 гг.» содержания рассматриваются на каждой ступени обучения в представленной полноте объема (по мере их хронологического проявления), но с различной глубиной и детализацией, в зависимости от возраста учащихся. Составляющие каждого компонента рассматриваются в динамике (в историческом аспекте – развитие, а не только состояние на момент изучения). Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края (региона), города, села, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.
Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов:
- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения оренбургской области как части географического и исторического целого и как части субъекта Российской Федерации — УрФО);
- обращение к реалиям повседневной жизни оренбуржцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса краеведения используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Технологии обучения
- традиционная методика;
- личностно-ориентированные технологии обучения:
- обучение в сотрудничестве;
- проектно-исследовательская деятельность
- информационные технологии;
- технология дифференцированного обучения;
- технология учебных ситуаций;
- игровые технологии.
Виды и формы контроля
- Текущий
- Тематический
- Периодический
- Промежуточный
- Итоговый
- Фронтальный
- Индивидуальный
- Устный
- Письменный
Содержание курса « Географическое краеведение»
в основной школе 6 класс (34 часа)
Тема 1. Школа юного краеведа (10 ч.)
1. Вводный урок. Что изучает краеведение.
2. Введение в историю родного края
3. Оренбургская область – субъект Российской Федерации. Официальные символы Оренбургской области: герб, гимн, флаг.
4. История формирования территории Оренбургского края.
5. «Старые фотографии рассказали». Урок-конференция по материалам семейных архивов.
6. Экскурсия в краеведческий музей школы.
Тема 2. Введение в историю родного края (Гайский район Оренбургской области). (24 ч.)
Источники краеведческих знаний. История школы. Знаменитые люди района (города, села), местные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.
Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Оренбургской области. Географическое положение Оренбургской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. Обелиск «Европа – Азия». Географическое положение района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.
Официальные символы Оренбургской области: герб, гимн, флаг. Символы района (города, села).
Встречи с интересными людьми, интервью:
1. Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства.
2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района (города, села) за последние десятилетия.
3. Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками образовательного учреждения об истории школы.
4. Беседа с родителями и родственниками о семейных реликвиях.
Экскурсии, походы:
1. Знаменитые географические пункты Оренбургской области: обелиск «Европа – Азия», мосты через р. Урал – граница между частями света; крайние южная, северная, западная и восточные точки; географический центр Оренбургской области.
2. Краеведческий музей школы. Источники по изучению родного края.
Практические работы:
1. Составление фотоальбома, видеофильма, краеведческие рассказы о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.
2. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топокартами)
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географическому краеведению заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе на уроках краеведения и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения являются: - формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни,культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- формирование представлений об особенностях своего региона
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебную программу.
В результате изучения краеведения ученик должен:
знать/понимать. - Изученные виды источников краеведческой информации;
- Результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий.
- Особенности природы Челябинской области.
- Взаимосвязи между растительным и животным миром.
- Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, регионом и глобальном уровня; меры по сохранению приорды и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
| уметь: - Выделять, описывать и объяснять существенные признаки микрорельефа, микроклимата природных зон в форме экскурсий.
- Находить в разных источниках и анализировать информации, необходимую для изучения родного края.
- Приводить примеры адаптации человека к местным условиям.
- Составлять краткую географическую характеристику рек, озер на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
- Определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - Проведения самостоятельных поисков краеведческой информации из разных источников.
- Чтение карт различного содержания
- Учета фенологических изменений в природе своей местности, изменения в результате природных и антропогенных воздействий оболочек Земли оценки их последствий.
- Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы в своей местности4 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
- Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
- Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформацинных.
|
Календарно-тематическое планирование
Раздел, № урока | Тема занятия | Дата проведения | Виды учебной деятельности | Домашнее задание | Практическая работа | Корректировка |
1 четверть, 9 уроков, из них 1 практическая работа Тема 1. Школа юного краеведа | | | | | | |
1 | Что изучает краеведение | 1 -5 сент | Определять основные источники информации | Чит. записи в тетр. | | |
2 | Введение в историю родного края | 7 -12 сент. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр. | | |
3 | Оренбургская область – субъект Российской Федерации | 14 - 19 сент. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр. | Практическая работа № 1 | |
4 | Символы Оренбургской области: герб, гимн, флаг | 21 - 26 сент. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Закончить рис. | | |
5 | История формирования территории Оренбуржья | 28 – 3 окт. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр. | | |
6 | Старые фотографии рассказали | 05 -10 окт. | Научиться выполнять различные проекты | Приготпроект | | |
7 | Старые фотографии рассказали | 12 -16 окт. | Научиться выполнять различные проекты | Пригот презенации | | |
8 | Исследователи Оренбургского края | 19 -24 окт. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр. | | |
9 | Экскурсия в краеведческий музей школы | 28 – 31 окт. | | | | |
2 четверть 7 уроков, из них 1 практическая работа. | | | | | | |
10 | Как формировались границы Оренбургской области | 9 -14 нояб. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр. | | |
11 | Современное территориальное устройство области | 16 – 21 нояб. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр. | | |
12 | Города Оренбуржья | 23 – 28 нояб. | Научиться выполнять различные проекты | Приготпроект | Практиченская работа № 2 | |
Тема 2. Введение в историю родного края (25 часов) | | | | | | |
13 | Источники краеведческих знаний | 30 – 05 дек. | Определять основные источники информации | Чит. записи в тетр. | | |
14 | История родной школы | 07 -12 дек. | Готовить и обсуждать презентации | Пригот. проект | | |
15 | Знаменитые люди города Гая | 14 -19 дек. | Готовить и обсуждать презентации | Пригот. проект | | |
16 | Город Гай – в стихах, картинах, публицистике | 21 – 29 дек. | Готовить и обсуждать презентации | Пригот. проект | | |
3 четверть 10 уроков, из них 1 практическая работа | | | | | | |
17 | Город Гай – в стихах, картинах, публицистике | 11 -16 янв. | Готовить и обсуждать презентации | Приготпроект | | |
18 | Символы города Гая | 18 – 23 янв. | Научиться выполнять различные проекты | Приготпроект | | |
| | | | | | |
19 | Главные достопримечательности города Гая | 25 – 30 янв. | Научиться выполнять различные проекты | Приготпроект | | |
20 | Экскурсия в краеведческий музей города Гая | 1 -6 февр. | | | | |
21 | Подготовка проектных работ « Мой любимый город Гай» | 08- 13 февр. | Научиться выполнять различные проекты | Приготпроект | Практическая работа № 3 | |
22 | Защита проектных работ «Мой любимый город Гай» | 15 – 20 февр. | Готовить и обсуждать презентации | Пригот проект | | |
23 | Защита проектных работ «Мой любимый город Гай» | 22 – 27 февр. | Готовить и обсуждать презентации | Приготпроект | | |
24 | Просмотр фильма , посвященного городу Гаю | 29 -05 март. | Готовить и обсуждать презентации | Приготпроект | | |
25 | Проектная работа «Самый чистый город» | 10 – 12 мврт. | Научиться выполнять различные проекты | Приготпроект | | |
26 | Викторина «Мой любимый город Гай» | 14 – 19 март. | | | | |
4 четверть 8 уроков, из них 1 практическая работы | | | | | | |
28 | Гайский район | 30 – 02 апр. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр | | |
29 | История образования и заселения Гайского района | 04-09 апр. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр | | |
30 | Топонимия Гайского района | 11 – 16 апр. | Научиться работать с текстовыми и картографическими источниками информации | Чит. записи в тетр | | |
31 | Составление «Топонимического словаря» | 25.04 | Научиться выполнять различные проекты | Чит. записи в тетр | Практическая работа № 4 | |
32 | Защита проектных работ «Топонимический словарь» | 16.05 | Научиться выполнять различные проекты | Приготпроект | | |
33 | Защита проектных работ | 23.05 | Готовить и обсуждать презентации | Пригот проект | | |
34 | Викторина «Оренбургский край – благословенный» | 30.05 | Готовить и обсуждать презентации | | | |
Перечень
учебно-методического обеспечения
- Карты Оренбургской области настенные
- физическая
- административная
2.Атлас Оренбургской области
Список литературы, рекомендованной для учителей
1. Ахметов Р.Ш, Герасименко Т.И. и др. Оренбургская область/ Путеводитель бизнесмена. М.,1993.
2. Воронов А.М., Цвирко О.В. Оренбуржье на подъеме. Челябинск, Южно-Уральское кн.изд-во, 1975.
3. Даршкевич Я.Н. Бузулукский бор. Чкалов,1953.
4. Мильков Ф.Н. Чкаловские степи, ОГИЗ. Чкаловское.обл.изд-во, 1947.
5. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области.: Учебное пособие – Оренбургское книжное издательство, 1996.
6.Чибилев А.А. Река Урал: Историко-географические и экологические очерки о бассейне Урала, - Л., 1987.
Список литературы, рекомендованной для учащихся
1.Альтов В.Г.. Города Оренбургской области. – Челябинск, 1974.
2.Горбаневский М.В. Происхождение географических названий. – М., 1983.
3. Матвеев А.К. Топонимия Урала. – Свердловск, 1985.
4.Слободинская Т.Ф Географические названия Оренбургской области: Краткий топонимический словарь. – Орск, 1989, 1999, 2003.
5.Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. Челябинск:ЮУКИ, 1987.
6. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области.: Учебное пособие – Оренбургское книжное издательство, 1996.
Ресурсы Интернет об Оренбургской области
http://www.profic.ru/orenburg
http://www.orb.ru/Admin/adm_txt.htm
http:/www.smart.ru:8100/yp/Orenburg