РВ

Skip Navigation LinksТ5

Тест «Какой вы родитель?»

 

Инструкция: выберите предпочтительный для Вас вариант ответа

 

1. В любой момент вы можете заняться ребенком, отбросив все дела:

А. Да и всегда так делаю.

Б. Могу, но бывают исключения.

В. Нет.

2. Мы советуемся с ребенком:

А. Да, всегда.

Б. Да, но смотря на ситуацию.

В. Нет.

3. Если мы допустили ошибку, которая касается ребенка, то признаемся ему.

А. Без сомнений.

Б. Да, но с исключениями.

В. Нет.

4. Мы извиняемся перед ребенком, если неправы в чем-то.

А. Конечно.

Б. Да, но иногда нет.

В. Нет.

5. Даже если ребенок вывел из себя, мы сохраняем самообладание.

А. Да.

Б. Да, но не всегда

В. Нет.

6. Мы ставим себя на место ребенка.

А. Да, так и делаем.

Б. Да, но не всегда это делаем.

В. Нет.

7. Мы можем хотя бы на минуту представить себя прекрасным принцем или доброй феей.

А. Легко.

Б. Да, но редко.

В. Нет.

8. У нас доверительные отношения и мы рассказываем ребенку поучительный случай из своего детства, даже если в нем родители представлены в невыгодном свете.

А. Без проблем.

Б. Иногда.

В. Нет.

9. Мы не употребляем слова и выражения, которые ранят ребенка.

А. Однозначно.

Б. Иногда грешим.

В. Нет.

10. За хорошее поведение исполняем желание.

А. Конечно.

Б. Иногда.

В. Никогда.

11. Выделяем один день, когда ребенок может делать что-угодно.

А. Да.

Б. Бывают исключения.

В. Никогда.

12. Мы не идем на поводу у слезных просьб ребенка, если уверены, что это просто мимолетная прихоть.

А. Именно так.

Б. Редко получается.

В. Нет.

 

Подведите итоги теста: ответ «А» равноценен трем очкам, «Б» — 2, «В» — 1.

Если набрали 27-36 очков, ребенок для вас цель и смысл жизни.

Вы понимаете его, уважаете, придерживаетесь постоянной линии поведения и прогрессивных методов воспитания. То есть, вы действуете обдуманно и двигаетесь в верном направлении, можете рассчитывать на хороший результат.

Если сума очков составляет 13-27, то забота о родном чаде для вас – крайне важна. Вы хороший воспитатель, но на деле не всегда поступаете целенаправленно и последовательно. Порой вам мешает чрезмерная строгость или излишняя мягкость, вы склонны находить компромисс там, где его не должно быть, ведь это ослабляет воспитательный эффект. Всерьез задумайтесь над правильностью своего подхода к воспитанию ребенка.

Если у вас меньше 13 очков, то нужно смотреть правде в глаза — вы воспитываете ребенка неправильно. Вам не хватает знаний, опыта или желания, чтобы сформировать из вашего чада личность. В данном случае лучше обратиться за помощью специалистов – психологов, педагогов. Или изучите тему детского воспитания в интернете. Пересмотрите свой подход кардинально. Ваш ребенок заслуживает лучшего! И хороший взрослый пример в этом крайне важен.

 

«Стратегии семейного воспитания»

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? 
    А. Преимущественно воспитанием. 
    Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. 
    В. Главным образом врожденными задатками. 
    Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
  2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? 
    А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. 
    Б. Абсолютно с этим согласен. 
    В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. 
    Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
  3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? 
    А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) 
    Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) 
    В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) 
    Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
  4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? 
    А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. 
    Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. 
    В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. 
    Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
  5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? 
    А. Если попросит, можно и дать. 
    Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. 
    В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. 
    Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
  6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? 
    А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. 
    Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. 
    В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. 
    Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
  7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка
    А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. 
    Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. 
    В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. 
    Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
  8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее? 
    А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. 
    Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. 
    В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. 
    Г. Не вижу причины запрещать.
  9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? 
    А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. 
    Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. 
    В. Расстроюсь 
    Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
  10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? 
    А. Безусловно. 
    Б. Стараюсь. 
    В. Надеюсь. 
    Г. Не знаю.

     

    Обработка и интерпретация результатов
Стиль поведенияНомера вопросов
12345678910
авторитетныйБВВГВГАБГБ
авторитарныйААГВБББААА
либеральныйВБББААГВВВ
индифферентныйГГААГВВГБГ

 

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

 

 

  • Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
  • Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с тавим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
  • Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
  • Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Шкала общения родителя с ребёнком А.И. Баркан

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения вас с малышом. 
Из всех форм общения выбраны самые употребляемые. Причём в графе 1 шкалы перечислены формы общения – поставщики положительных эмоций, а во 2 – отрицательных.

Шкала общения родителей с ребёнком

Методы воспитания, вызывающие у ребёнка
положительные эмоцииотрицательные эмоции
Сколько раз Вы сегодня ребёнка (ребёнку, ребёнком)
хвалили 
поощряли 
одобряли 
целовали 
обнимали 
ласкали 
симпатизировали 
сопереживали 
улыбались 
восхищались 
делали приятные сюрпризы 
делали подарки 
упрекали упрекали 
подавляли 
унижали 
обвиняли 
осуждали 
отвергали 
одёргивали 
позорили 
читали нотации 
лишали чего – то необходимого 
шлёпали, пороли 
ставили в угол

 

Анкета для родителей учащихся 1-х классов

(выявление признаков дезадаптации у детей)

Инструкция: «Отметьте, какие проявления особенностей поведения и учебной деятельности вашего ребёнка вы замечаете последнее время».

 

Мой ребёнок:

Отказывается по утрам идти в школу.

Без удовольствия идёт в школу.

Со страхом идёт в школу.

Не проявляет интереса к занятиям.

Без напоминаний не садится за уроки.

Очень долго выполняет домашнее задание.

При выполнении домашнего задания все время отвлекается.

Без контроля родителей не в состоянии выполнить домашнее задание.

Постоянно перепроверяет себя, может несколько раз переписывать домашнюю работу.

Бросает работу над заданием, столкнувшись с трудностями.

Слишком волнуется по поводу своих успехов в школе.

Плохо засыпает.

Плохо ест.

Возбуждён, напряжён, раздражителен.

Подавлен, плаксив.

Часто болеет.

Жалуется на усталость, всевозможные боли, тошноту.

 

Тест для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»

 

Инструкция:

Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласится или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны − знак «−»; если затрудняетесь дать определенный ответ − знак «?». : Содержание теста

 

1. Поверхностность − характерная черта подростков.

2. По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

3. Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).

4. Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

7. К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность − характерные черты подросткового периода.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

10. Дети в большей степени, чем подростки/ склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

12. В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» − характерное переживание подросткового возраста.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям и т.д.) − характерная черта подросткового возраста и самооценки.

19. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

20. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

21. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых

23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с тем или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

 

 

Обработка полученных данных:

Ключ: 1 +, 2+, 3-, 4 +, 5 -, 6 +, 7 -, 8+, 9-, 10 – , 11 – , 12 -, 13 -, 14+, 15 – , 16 +, 17 -, 18 +, 19 +, 20+, 21 -, 22 +, 23 -, 24 -.

Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком − менее 9 баллов, среднем − 9−15 баллов, высоком − более 15 баллов.

Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.