Костромская областная образовательная организация общероссийской общественной организации Общество «Знание» России
Отзыв на Проект концепции патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года
Появление проекта концепции патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года (далее – проект концепции) можно только приветствовать и поддерживать, а его принятие и утверждение, безусловно, будет прогрессивным шагом в деле укрепления гражданственности и патриотизма на костромской земле.
Все члены научного и общественного советов костромской областной образовательной организации общероссийской общественной организации Общество «Знание» России считают, что проект концепции выполнен на высоком методологическом уровне, представляет собой единый завершенный концепт, учитывает региональную специфику, однако есть моменты, требующие более вдумчивого подхода и доработки. Все замечания и предложения, сделанные экспертами Костромской областной образовательной организации общероссийской общественной организации Общество «Знание» России, сформулированы в русле конструктивной критики, предлагая свое видение реализации определенных механизмов концепции.
Так, в пункте 1.3 проекта концепции определены понятия: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, но не обозначено определение, кто такой патриот. Таким образом, проект концепции призван производить патриотов, но не обозначает финальный эталонный образ всех усилий. По нашему мнению, п.1.3 необходимо дополнить этим понятием, изложив его в следующем ключе: «патриот – это гражданин с определенными жизненными установками, в основе которых центральная доминанта – это любовь к Родине и чувство сопричастности с ее судьбой, с судьбой ее народа, уважение к истории, культуре и традициям ее народов, признание приоритета национальных интересов перед личными и корпоративными, и готовность к их защите вплоть до самопожертвования, участие в созидательной деятельности на благо Отечества».
Пункт 1.3.3 проекта Концепции предлагаем изложить в следующей редакции: Патриотическое воспитание – «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций (прежде всего образовательных и просветительских) по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»...
Пункт 1.3.6 проекта Концепции предлагаем изложить в следующей редакции: «Система патриотического воспитания – это комплекс взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающих формирование патриотизма молодежи, который включает в себя целевые установки по воспитанию молодежи, организацию воспитательной деятельности, включая социальные технологии и инструменты, контроль уровня усвоения этой деятельности посредством мониторинга параметров уровня патриотизма молодежи, анализ достигнутого уровня, уточнение целевых установок, при необходимости корректировка инструментов и новый цикл взаимодействия элементов системы». Только таким образом можно выстроить систему воспитания и уйти от декларативности.
Пункт 2 проекта концепции «Состояние проблемы патриотического воспитания детей и молодежи в Костромской области…» необходимо предварить пунктом «Анализ ситуации и актуальность проблемы», в котором актуализировать проблематику через информацию мониторингового характера, обозначив, сколько костромичей в возрасте от 18 до 30 лет относят себя к патриотам в настоящий момент, что они понимают под этим понятием. Данные должны сопровождаться ответами молодежи на вопросы на миграцию, интересу к истории города, страны, ценностях молодежи и т.д. Подобное исследование под силу провести экспертам Костромской областной образовательной организации общероссийской общественной организации Общество «Знание» России, есть информация о положении дел в других регионах (для сравнения), гипотезы и результаты замеров прошлых лет. Предлагаемый мониторинг необходим также и для более успешной реализации оценки результативности предложенной концепции, механизм которой обозначен в п. 7 проекта концепции.
В пункте 3.2.8 необходимо закрепить организацию, ответственную за подготовку и переподготовку кадров для профессиональной работы в сфере патриотического воспитания, для руководства социальной общественно-значимой деятельностью детей и молодежи, иначе это останется лозунгом. Общественный совет Костромской областной образовательной организации общероссийской общественной организации Общество «Знание» России выходит с инициативой предложить в качестве таковой организации Костромскую областную образовательную организацию общероссийской общественной организации Общество «Знание» России.
В пункте 3.4.3.4 также необходимо закрепить организацию, ответственную за подготовку и переподготовку кадров для профессиональной работы в сфере патриотического воспитания, для руководства социальной общественно-значимой деятельностью детей и молодежи, в противном случае это останется лозунгом. Общественный совет КОО Общество «Знание» России выходит с инициативой предложить в качестве таковой организации Костромскую областную образовательную организацию общероссийской общественной организации Общество «Знание» России.
В пункте 3.4.5.1 также необходимо закрепить организацию, ответственную за подготовку и переподготовку кадров для профессиональной работы в сфере патриотического воспитания, для руководства социальной общественно-значимой деятельностью детей и молодежи, иначе это останется лозунгом. Общественный совет Костромской областной образовательной организации общероссийской общественной организации Общество «Знание» России выходит с инициативой предложить в качестве таковой организации Костромской областной образовательной организации общероссийской общественной организации Общество «Знание» России.
Пункт 4.3. предлагаем дополнить фразой: «просветительские организации», а также исправить опечатку (общественные объединения и организациИ).
Особое внимание следует уделять оценке эффективности форм и методов воспитания, обозначенные в п. 2.2 с акцентом на использование информационных технологий как более убедительных для современной молодежи, на создание серии кейсов на патриотическую тематику. При этом важно, чтобы каждая социальная технология патриотического воспитания сопровождалась оценкой эффективности педагогического воздействия, психодиагностическим учетом объекта воздействия, попросту говоря оценивания того, насколько удалось «достучаться до сознания человека, т.е. насколько поставленная цель достигнута».
Особо ценной мыслью проекта концепции все члены научного и общественного советов Общества «Знание» признают акцент на ведении работы по патриотическому воспитанию с учительским корпусом. Этот архиважный ресурс успеха необходимо обозначить отдельным пунктом концепции, развернуто описав механизм работы: содержание, формат и периодичность обучения.
Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что сделанные замечания и предложения, выполненные в режиме конструктивной критики, не умаляют актуальности и своевременности документа и продиктованы стремлением Костромской областной образовательной организации общероссийской общественной организации Общество «Знание» России иметь в регионе реально работающую Концепцию патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года.
С уважением, Председатель правления КОО Общество "Знание" России, к.пс.н. Максименко А.А.