ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК!
___________________________________________________ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области Принято на педагогическом советепротокол №____от «___» __________ 20_____ года | «Утверждаю»Заведующий МБДОУ детский сад №7 «Золотой ключик»__________________ М.А. ФедотоваПриказ №______ от «___» _________ 20_____ года |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"г. Шарья
СОДЕРЖАНИЕ | Наименование | Стр. | I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………. | 3 | 1.1. | Пояснительная записка………………………………………………. | 3 | 1.2. | Нормативно – правовая основа Программы………………………… | 5 | 1.3. | Цели и задачи программы……………………………………………. | 5 | 1.4. | Принципы Программы……………………………………………….. | 6 | 1.5. | Планируемые результаты…………………………………………….. | 7 | II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………….. | 8 | 2.1. | Мероприятия по реализации Программы……………………………. | 8 | 2.2. | Формы работы с детьми………………………………………………. | 12 | 2.3. | Примерный план досугов и развлечений на учебный год………….. | 13 | 2.4. | Просветительская и мотивационная работа………………………… | 13 | III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 16 | 3.1. | Здоровьесберегающая инфраструктура Учреждения……………… | 16 | 3.2. | Рациональная организация образовательной деятельности…………. | 19 | 3.3. | Эффективная организация физкультурно -оздоровительной работы. | 21 | 3.4. | Реализация дополнительного образования…………………………. | 24 |
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.Программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни «Быть здоровым – это здорово!» (далее – Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области (далее – Учреждение) представляет собой комплексную программу формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования.В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому воспитателю особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, воспитатель всеми доступными средствами способствует формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Состояние здоровья ребёнка при поступлении в детский сад – это своего рода стартовая позиция, которая определяет успешность ребенка не только на первом году посещения детского сада, но и всего периода дошкольного образования. Низкий уровень здоровья поступающих в детский сад детей не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к новым условиям, но и становится причиной дальнейшего ухудшения их здоровья. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение психического, физического и нравственного здоровья воспитанников, требуют соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели и оборудования, соблюдения светового и температурного режима, рациональной организации образовательной деятельности. Безопасный образ жизни предполагает исключение воздействия неблагоприятных факторов на физическое и психическое состояние дошкольника, а использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует предотвращению усталости и утомляемости дошкольников, повышению у них мотивации к игровой, творческой, трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности и приросту достижений в каждом виде деятельности. Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей дошкольного возраста:- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая воспитателем, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в дошкольном возрасте учитывается зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни детского сада, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) воспитанников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Разработка Программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
1.2. Нормативно- правовая основа Программы.Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:Конституция Российской Федерации;Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;Инструктивно-методическое письмо от 14 марта 2000г. № 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
Письмо Министерства образования России «О нарушениях требований законодательства РФ в области охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников» от 01.07.2002 № 03-51-98 ин/23-03;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";Постановление Администрации Костромской области от 26.12.2013 N 584-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы";Устав МБДОУ детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа город Шарья Костромской области.
1.3. Цели и задачи Программы. Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей дошкольного возраста, сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни (ЗОЖ) и использованию полученных знаний на практике.
Задачи программы:- сформировать у детей представление о позитивных факторах, влияющих на их здоровье;
- научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить детей выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать у детей представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать у детей представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать детям представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
- дать детям представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
- обучить детей элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать у детей потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;
- организовать просветительскую работу с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- вовлекать родителей воспитанников в совместную работу по привитию необходимых практических навыков и умений здорового образа жизни;
- сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
1.4. Принципы Программы. В основу Программы положены принципы:- Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
- Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
- Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания Программы.
- Принцип системности позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
- Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
1.5. Планируемые результаты.
Показатели успешной реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:создание личностно-ориентированной системы смыслов воспитанников, отношение к здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;стабильно высокие результаты выполнения детьми образовательной Программы (целевые ориентиры), наличие положительной динамики мониторинга здоровья; 100% выполнение требований Сан ПиН; посещение спортивных секций не менее 80% дошкольников;уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья; степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса комплексностью и системностью работы коллектива Учреждения по сохранению и укреплению здоровья; наличие положительных результатов созданной системы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников образовательного процесса; наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды; отсутствие перегрузок, расписание учебных занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН (выполнение санитарно-гигиенических нормативов, использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе, отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.);повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; высокий уровень мотивации воспитанников к занятиям физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;положительная динамика участия в массовых спортивных акциях и соревнованиях; активное взаимодействие Учреждения с родителями и социальными партнерами по вопросам укрепления и сохранения здоровья.
2. Содержательный раздел. 2.1. Мероприятия по реализации Программы.
№ | Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | I. Подготовка педагогических кадров | 1. | Участие в городском педагогическом объединении инструкторов по физической культуре, городском проблемном семинаре по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста | По мере проведения | Воспитатели | 2. | Обучение на курсах повышения квалификации | По заказу на обучение и плану курсов КОИРО | Воспитатель по ФК | 3. | Оказание методической помощи при разработке и проведении мероприятий, связанных с пропагандой ЗОЖ. | В течение года | Старший воспитательФельдшер | II. Развитие материально-технической базы здоровьесберегающей образовательной среды | 1. | Составление акта о приемке образовательного учреждения | Август | Заведующий Учреждения | 2. | Приобретение учебного, методического, спортивного оборудования и технологического оборудования для пищеблока. | В течение года | Заведующий УчрежденияЗаместитель заведующего по АХЧСтарший воспитатель | III. Рациональная организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников | 1. | Составление расписания занятий, учебного плана. | Сентябрь | Старший воспитатель | 2. | Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД, ТБ, ОБЖ | 1 раз в квартал | Все педагоги | 3. | Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья | В течение года | Все педагоги | IV. Воспитание культуры здоровья участников образовательного процесса | 1. | Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе занятий физической культурой, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе дополнительного образования, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью) | В течение года | Старший воспитательВоспитатели | 2. | Преемственность со школой по вопросам, связанных с воспитанием культуры здоровья. | В течение года | Старший воспитательВоспитатели подготовительной к школе группы | 3. | Просветительская работа с родителями (лекции, беседы, индивидуальные консультации и т.п.) | В течение года | Воспитатели | V. Создание условий для обеспечения безопасного здоровьесберегающего процесса | 1. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований, санитарно-гигиенического состояния во всех помещения согласно санитарным правилам и нормам действующих СанПиН. | В течение года | Все сотрудники Учреждения | 2. | Обеспечение постоянного контроля состояния помещений Учреждения, исправность электрических розеток, наличие аптечек, инструкции и журналов по охране труда | В течение года | Заведующий | 3. | Проведение занятий с детьми, педагогическими, техническими работниками и другим обслуживающим персоналом по изучению правил обеспечения безопасности; проведение тренингов по действиям в чрезвычайных ситуациях | В течение года | Заведующий Старший воспитательВоспитатели | 4. | Отработка действий коллектива детского сада в чрезвычайных ситуациях | Ежегодно | Заведующий | VI. Развитие физической и двигательной активности воспитанников. | 1. | Проведение динамических пауз для предупреждения преждевременного умственного утомления и профилактики нарушений зрения, осанки и возникновения застойных явлений в кровообращении и дыхании | Ежедневно | ВоспитателиМузыкальный руководитель | 2. | Мониторинг уровня и состояния здоровья для выявления детей групп риска | ежеквартально | Фельдшер | 3. | Дополнительное образование | В течение года | Все педагоги | VII. Использование воспитательного потенциала совместной и самостоятельной деятельности воспитанников | 1. | Планирование работы по формированию здоровьесберегающей среды в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО | При планировании работы на год | Заведующий Старший воспитатель | 2. | Ведение пропаганды ЗОЖ среди детей и родителей. | В течение года | Воспитатели | VIII. Организация работы с родительской общественностью | 1. | Организация информационной поддержки родителей через систему родительского всеобуча | В течение года | Заведующий Старший воспитательВоспитатели | 2. | Индивидуальные консультации | В течение года | Воспитатели | 3. | Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий | В течение года | Все педагоги | 4. | Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей | По мере необходимости | Старший воспитатель | IX. Организация совместной деятельности с внешней социокультурной средой | 1. | Совместная деятельность с различными учреждениями внешней социокультурной среды, заинтересованными в пропаганде ЗОЖ и профилактике табакокурения и ПАВ. | При планировании работы на год | Заведующий Старший воспитатель | X. Традиционные мероприятия по формированию культуры безопасного здорового образа жизни | 1. | Ежедневные мероприятия: физкультминутки, физкультурные упражнения и подвижные игры | Ежедневно | Воспитатели | 2. | Непосредственно образовательная деятельность по ФК | Три раза в неделю | Воспитатель по ФК | 3. | Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей | Ежедневно | Воспитатели | 4. | Дни здоровья | В течение года | Воспитатель по ФК | 5. | Мама, папа, я – спортивная семья! | В течение года | Воспитатель по ФК | 6. | Спортивные соревнования «Веселые старты» | В течение года | Воспитатель по ФК | 7. | Спортивные игры, игры – эстафеты, катание на лыжах | В течение года | Воспитатель по ФК | 8. | Совместная деятельность с детьми по профилактике ЗОЖ, ДДТТ. | В течение года | Воспитатели | 9. | Неделя безопасности дорожного движения | Ежеквартально | Старший воспитательВоспитатели | 10. | Участие в городских спортивных мероприятиях | Май | Воспитатель по ФК |
Примерное содержание Программы по возрастным группам. Ступень образования | Содержательные линии | Младшая группа (3-4 года) | Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, знаниями о том, какая польза от прогулок, зачем нужно быть здоровым. Соблюдение элементарных правил безопасности в помещении и в общении со сверстниками, при встрече с незнакомыми людьми и животными. Знание своего адреса, собственного имени, Ф.И.О. родителей. | Средняя группа (4-5 лет) | Понимание отношения к самому себе, к своему собственному здоровью; понимание того, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, о пользе витаминов, какие продукты полезны. Соблюдение элементарных правил личной безопасности в быту, природе, социуме. Знание основных частей тела и правил заботы о них (гигиена, самообслуживание, элементарный труд). | Старшая группа (5-6 лет) | Понимание «Мы за здоровый образ жизни», знание основ физиологических особенностей здоровья мальчиков и девочек, основных способов закаливания. Осознание понятий «спорт в моей жизни», «спорт в моей семье». Соблюдение правил безопасного поведения в быту, на природе, в социуме, на дороге, при пожаре. Понимание значения соблюдения правильного режима дня для здоровья. | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Знание и соблюдение правил личной безопасности в быту, на природе, в социуме. Знание и приобретение навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (пожар, ураган и т.д.), на дороге, в лесу, на реке, в период весеннего паводка и т.п.Осознанное понимание значения правильного питания, соблюдения режима дня, прогулки для здоровья. Умение организовывать свой режим дня. Желание заботиться о своем здоровье.Знание особенностей организма (строение и функции), правил оказания первой медицинской помощи (обморожение, ушиб, ссадина, царапина и др.) | 1 класс общего образования | Осознанное понимание о правильном и здоровом питании, пользе витаминов, минералов и отдельных продуктов. Знания правил оказания первой медицинской помощи, правил безопасного поведения в быту, на природе, в социуме, если остался один дома.Осознанное понимание значения спорта в жизни, отказ от вредных привычек, роли физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета. Знание особенностей собственного организм, умение поддерживать его в крепкой форме. Планировать свой режим дня и действовать в соответствии с ним.Побуждать членов своей семьи к соблюдению правил здорового образа жизни.Быть здоровым – это здорово! |
2.2. Формы работы с детьми
Непосредственно-образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | раза в неделю; в том числе на свежем воздухе
| Закаливающие процедуры.Гигиенические процедуры.Солнечные и воздушные ванны.Проветривание помещения. Дневной сон.Профилактика ОРВИ и ОРЗ (по плану)
Совместная деятельность на свежем воздухе 1 раз в неделю Утренняя гимнастика Гимнастика после сна;Прогулка; Двигательная активность на свежем воздухе; Игры, спортивные упражнения;Спортивные праздники, развлечения;День здоровья;Неделя здоровья
| Условия: Оборудование для двигательной, игровой деятельности детей в помещениях и на прогулочных участках, Спортивная площадка, Центры двигательной активности в группах.
|
2.3. Примерный план спортивных досугов и развлечений на учебный год.
Месяц | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | Сентябрь | В гостях у сказки | Веселый праздник | Веселая физкультура | Играем в сказку | Октябрь | За золотым ключиком в лес | Сказочное путешествие гномов | Путешествие в лес | Праздник зверей | Ноябрь | Проказы старухи Зимы | Птицы – веселые странники | День рождения бабушки Яги | Веселые старты | Декабрь | Зимушка-зима | Новогоднее приключение | Санный поезд | Мы мороза не боимся | Январь | Развеселая Матрешка | В гостях у Матрешки | Целебная сила цвета | Народные игры | Февраль | Праздник пап | Школа Мишки Топтыжки | Ай, да папы, ай, да сыночки! | Бравые солдаты | Март | Волшебные превращения | Любимый цирк | Путешествие по странам и континентам | Приключение на море | Апрель | Мой веселый звонкий мяч | Праздник зарядки | Юные космонавты | Юные космонавты | Май | Мы едем, едем, едем | Путешествие на лесную поляну | День яркого солнца | Праздник Африки |
2.4. Просветительская и мотивационная работа. Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей дошкольного возраста представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности | Задачи | Содержание | Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни | – Проведение дней здоровья, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; а также совместных мероприятий со школой. | Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к детскому саду. 4. Профилактика травматизма. | – Система мер по улучшению питания детей: режим и качество питания; разнообразие меню; пропаганда культуры питания в семье. – Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки групповых помещений, кварцевание групп; соблюдение санитарно-гигиенических требований. – Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. – Профилактика утомляемости: проведение подвижных игр в режиме дня; физкультминуток, оборудование зон отдыха. | Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. | – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в Учреждении: организация подвижных игр; спортивных соревнований; спартакиады, дни здоровья, … – Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШОР, родителей. |
Просветительская работа с родителями направлена на повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения и пропаганду семейных ценностей, семейного воспитания и здорового образа жизни. Просветительская работа с родителями включает:привлечение к просветительской работе специалистов партнёрских организаций: детская поликлиника, детская библиотека, специалисты ЦДиК, инспекторы пожарной охраны и ГИБДД.проведение бесед, лекций, круглых столов, семинаров, консультации, курсов по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;приобретение для библиотеки методического кабинета необходимой научно-методической литературы;организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек, спортивно- оздоровительных праздников, туристических походов;привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; систематическое обновление сменного уголка здоровья «Азбука здоровья»;оформление страницы сайта Учреждения материалами по пропаганде здорового образа жизни.
Формы просветительской работы с родителями могут быть следующие: родительские собрания, родительские клубы, родительские конференции, дискуссии, практикумы, спортивные и досуговые мероприятия, походы и экскурсии. Примерный план работы с родителями. Месяц | Мероприятия | Сентябрь | Папка – передвижка «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»Практикум «Подвижные игры». | Октябрь | Консультация «Профилактика плоскостопия»Папка – передвижка «Спортивный уголок дома» | Ноябрь | Информация «Расти здоровым, малыш!» о пользе ежедневных прогулок на свежем воздухе»Совместные досуги и развлечения, посвященные Дню матери.Консультация – практикум «Подвижные и малоподвижные игры» | Декабрь | Практикум «Упражнения для мышц туловища»Папка – передвижка «Время кататься на лыжах и санках!» | Январь | Выступление на родительском собрании «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту» | Февраль | Рекомендации «Как правильно просыпаться»Совместный спортивный праздник «Мой папа самый, самый…» | Март | Родительское собрание «растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными!»Совместный спортивный праздник «Мамочку люблю!» | Апрель | Памятка «Подвижные игры на прогулке. Поиграйте с детьми!»Консультация «Как заниматься спортом дома» | Май | Консультация «О летнем отдыхе детей»Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» |
3. Организационный раздел.
3.1. Здоровьесберегающая инфраструктура Учреждения.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
создание локальной нормативно – правовой базы по сохранению здоровья и обеспечению безопасности образовательного учреждения, обеспечивающей введение ФГОС ДО и реализацию государственной политики в сфере образования; сбор и анализ информации, отчёт, информационная презентация результатов, оценка и прогнозирование состояния безопасной здоровьесберегающей среды в Учреждении на последующий период; соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной нагрузки детей дошкольного возраста;введение в работу образовательной программы дополнительного образования «Азбука пожарной безопасности»;
соответствие состояния и содержания здания и помещений Учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья воспитанниковналичие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи;организацию качественного горячего питания детей, в том числе горячих завтраков;оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;наличие помещений для медицинского персонала;наличие необходимого (в расчёте на количество воспитанников) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с воспитанниками (логопеды, воспитатели по физической культуре, психологи, медицинские работники);строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
В здании детского сада созданы необходимые условия для сбережения здоровья воспитанников. Все имеющиеся помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников.
Инфраструктура Учреждения.
№ п/п | объект | инфраструктура | 1 | Здание детского сада | Типовое, каменное, двухэтажное с центральным водоснабжением, канализацией, своей системой отопления, рассчитанное на четыре группы. Оснащено пожарной сигнализацией, сигнализацией экстренного вызова полиции вневедомственной охраны, световым освещением запасных выходов и эвакуационным освещением. | 2 | Территория детского сада | Изолированные игровые участки каждой возрастной группы, спортивная площадка, детский огород. Вокруг здания асфальтная дорожка с разметкой для обучения детей правилам дорожного движения. На хозяйственной территории расположены: овощехранилище, прачечная и котельная, контейнер для ТБО. | 3 | Групповые помещения | Группы изолированные, имеют раздевальные, умывальные и туалетные помещения. Стационарных спален нет. Дневной сон, питание, непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов, праздники, досуги развлечения организуются в групповых комнатах. Бытовые условия в групповых помещениях и кабинетах соответствует современным требованиям – проведено горячее водоснабжение, заменена электропроводка и лампы искусственного освещения, своевременно проводится промывка системы отопления.Развивающая среда в группах для самостоятельной деятельности детей разделена на игровые центры с учетом возраста, интересов и полового различия детей. В каждой возрастной группе имеется паспорт группы. | 4 | Музыкальный зал | Отсутствует. | 5 | Спортивный зал | Отсутствует. | 6 | Методический кабинет | Кабинет укомплектован учебным оборудованием, учебно-методическими пособиями, необходимыми для выполнения образовательной программы дошкольного образования Учреждения, в том числе и для привития детям навыков здорового образа жизни. Имеется электронное рабочее место старшего воспитателя и воспитателей, оргтехника и технические средства обучения.Обеспечивается ведение педагогической документации и планирования. Кабинет обслуживается старшим воспитателем. Часы работы кабинета с 8.00 – 16.00. | 7 | Медицинский и прививочный кабинеты | Имеется специальная медицинская мебель, холодильник для хранения медикаментов, контейнеры для отходов разных категорий, стационарная бактерицидная лампа. Медицинский кабинет обслуживает фельдшер ДОУ. Часы работы кабинета с 8.00 – 16.00. Прививочный кабинет функционирует по мере необходимости, предварительно проводится уборка и обработка помещения, кварцевание. | 8 | Пищеблок | Помещение оборудовано электрической плитой, пароконвектоматом, электрической овощерезательной машиной, электрической протирочно - овощерезательной машиной, разделочными столами из нержавеющей стали, ванной, раковинами, водонагревателем, электромясорубкой, холодильником для полуфабрикатов, холодильником для суточных проб, вытяжкой. Имеются котлы и гастроемкости для работы с полуфабрикатами. Все электрооборудование заземлено. На вводе установлен очистительный водозаборный фильтр, водосчетчик.Питание четырехразовое, горячее, осуществляется согласно примерного 10-ти дневного меню, составленного на основе СанПиН и утвержденного начальником Управления образования. Пищеблок работает на полуфабрикатах, продукты хранятся на складе, оборудованном холодильниками, и в овощехранилище. | 9 | Прачечная | Оборудована автоматической стиральной машиной, водонагревателем, душевой кабинкой, санузлом, сушилкой для белья, электрическим утюгом и гладильной доской. | Примечание | | | В настоящее время происходит составление проектно – сметной документации на замену асфальтного покрытия вокруг Учреждения, ремонт овощехранилища и постройку физкультурного и музыкального зала. | | |
Состав специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с детьми. Должность | Количество | Образование | | Квалификационная категория | | | | Высшее | Средне - специальное | Первая | Вторая | Старший воспитатель | 1 | 100% | - | 100% | - | Воспитатель | 9 | 33,3% | 66,6% | 44,4% | 11,1% | Музыкальный руководитель | 1 | - | 100% | 100% | - | Итого: | 11 | 36,3% | 63,6% | 54,5% | 9,1% |
3.2. Рациональная организация образовательной деятельности. соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной нагрузки воспитанников каждого возрастного периода;использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей дошкольного возраста;- введение любых инноваций в педагогический процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам дошкольного образования (адаптированные программы);
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья под строгим контролем медицинских работников.
Расчет времени (расчет представлен на один день) | 2 младшая гр. | | Средняя гр. | | Старшая гр. | | Подгот. Гр. | | | | | | | | | | | Общее время на реализацию обязательной части Программы | 7ч 48мин | | 7ч 48мин | | 7ч 48мин | | 7ч 48мин | | НОД | 30 | | 40 | | 50 | | 90 | | Режимные моменты + самостоятельная деятельность + взаимодействие с родителями | 7ч 18мин | | 7ч 8мин | | 6ч 43мин | | 6ч 24мин | | Режимные моменты | 2ч 43мин | 4ч 23мин | 2ч 46мин | 3ч 41мин | 2ч 03мин | 2ч 59мин | 1ч 47мин | 2ч 32мин | совместная образовательная деятельность | 100мин | | 55мин | | 56мин | | 45мин | | Самостоятельная деятельность | 2ч 45мин | | 3ч 17мин | | 3ч 34мин | | 3ч 44мин | | Взаимодействие с родителями | 10мин | | 10мин | | 10мин | | 10мин | |
Циклограмма образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | Интеграция образовательных областей: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАЗДОРОВЬЕБЕЗОПАСНОСТЬСОЦИАЛИЗАЦИЯТРУДПОЗНАНИЕКОММУНИКАЦИЯЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВОМУЗЫКА | Утро: развивающие игры, дежурство, индивидуальная работа, поручения, КГН, утренняя гимнастика, завтрак, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседа, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. | Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, дежурства, сюжетно-ролевой игры; самообслуживание, моделирование, ведение календаря природы. | Беседы, консультации (индивидуальные, групповые); совместные праздники, досуги, развлечения; совместное творчество.Организация совместной трудовой деятельности, субботники.Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы.Родительские собрания, консультации-практикумы, семинары, творческие мастерские.Анкетирование, тестирование, интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ.Оформление родительских уголков, буклеты, информационные листы, фотоальбомы.Газета для семейного чтения, работа интернет--представительства ДОУ.Совместные экскурсии, походы. Чтение детям, заучивание наизусть.Показ спектаклей кукольного театра. | | Игры, подготовка к прогулке.Прогулка: подвижные игры, спортивнее игры, наблюдение, труд, индивидуальная работа, целевые прогулки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, экспериментирование, исследовательская деятельность. | Самообслуживание; сюжетно-ролевые, дидактические игры; игры с песком, снегом и водой; экспериментирование (песок, вода, глина, снег); моделирование, опыты, продуктивная деятельность. | | | Возвращение с прогулки, КГН, чтение художественной литературы, обед, работа перед сном. | Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности; самообслуживание. | | | Вечер: оздоровительные и закаливающие процедуры; КГН, уплотненный полдник; сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие игры; чтение художественной литературы, викторины, досуги, развлечения; совместный труд; продуктивная деятельность; выставки, драматизации, постановка спектаклей; индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей. | Игры - экспериментирования; сюжетные, самодеятельные, дидактические, настольные игры; самостоятельная художественная деятельность, творческие задания; ведение календаря природы, дежурство; работа в центрах: книги, природы, художественного творчества,; постройки для сюжетно-ролевых игр; продуктивная деятельность. | |
3.3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья (на занятиях физкультурой, в совместной двигательной деятельности, на прогулке, в индивидуальной работе);рациональную и соответствующую организацию образовательной деятельности по физической культуре и совместной деятельности в режимных моментах;организацию динамических перемен, физкультминуток во время педагогического процесса, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;организацию работы спортивных кружков и секций (дополнительное образование) и создание условий для их эффективного функционирования;регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации Учреждения, воспитателя по физической культуре, воспитателей и медицинского работника.
Двигательный режим Учреждения. Формы организации | младший возраст | | старший возраст | | | младшаягруппа | средняягруппа | старшаягруппа | подготовительная к школе группа | Организованная деятельность | часы НОД по физической культуре в неделю | | | | | 40 минут | 60 минут | 90 минут | 90 минут | Утренняя гимнастика | 5 минут | 5-7 минут | 7-10 минут | 10-12 минут | Упражнения после дневного сна | 5-7 минут | 5-7 минут | 5-7 минут | 5-7 минут | Подвижные игры | 5-10 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 15-20 минут | | | | не менее 2-4 раз в день | | Спортивные упражнения | целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю | | | | | 10 минут | 10 минут | 15 минут | 20 минут | Физические упражнения на прогулке | ежедневно по подгруппам | | | | | 5-7 минут | 10-12 минут | 10-15 минут | 10-15 минут | Спортивные праздники | 20-30 минут | 40 минут | 60-80 минут | 60-80 минут | | | | 2-4 раза в год | | День здоровья | 1 раз в месяц | | | | Неделя здоровья | не реже 1 раза в квартал | | | | Совместная двигательная деятельность | 4 раза в неделю | | | |
План оздоровительной работы Учреждения. №п/п | Формы и методы | Содержание | Контингент детей | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | Режим пребывания | – щадящий режим (адаптационный период);- гибкий режим- определение оптимальной нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. | Все группы | 2 | Воздушно-температурный режим: | - одностороннее проветривание - сквозное проветривание (в отсутствии детей)утром перед приходом детей,перед возвращением детей с прогулки, | Все группы | 3 | Гигиенические и водные процедуры | – обширное умывание;– мытье рук до локтя;– игры с водой;-обеспечение чистоты среды-полоскание полости рта-контрастное обливание ног (теплый период года)- питьевой режим. | Все группы | 4 | Воздушные ванны | – прогулки на свежем воздухе;- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха-воздушные ванны (облегченная одежда)- прием детей на улице,- утренняя гимнастика,- гимнастика после сна,- физкультура,- хождение босиком,-дневной сон,-гигиенические процедуры | Все группы | 5 | Активный отдых | – развлечение, праздники, игры, забавы; походы– дни здоровья;– каникулы | Все группы | 6 | Музыкотерапия | – музсопровождение режимных моментов;– музоформление фона занятий;– музтеатральная деятельность | Все группы | Закаливание проводится на фоне теплового комфорта организма ребенка.Учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья детей и их эмоциональный настрой. | | | |
3.4. Реализация дополнительных образовательных программ.Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в педагогический процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности», «Личная безопасность»);проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.взаимодействие с социумом в данном направлении работы (ГИБДД, пожарная часть, детская поликлиника и т.д.),
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации деятельности на основе интеграции образовательных областей:
проведение часов здоровья (беседы, игры, практические занятия); занятия в кружке "Юные спортсмены";проведение досуговых мероприятий: игр - эстафет, спортивных праздников, викторин, экскурсий и т. п.;организацию дней здоровья, недель здоровья.
Дополнительные образовательные программы Учреждения.
Название программы | Автор | Периодичность | Возраст | «Азбука пожарной безопасности» | Образовательная программа дополнительного образования ДОУ | 1 раз в неделю понедельник,вторая половина дня | 5 – 7 лет | «Азбука телодвижений» | Пономарева Н.С., воспитатель ДОУ | 1 раз в неделюсредавторая половина дня | 4-7 лет |
|