Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Предметом
регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие
при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее
- Программа). ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка ФГОС (англ. standart – норма, образец) – «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов»
Нормативные документы в соответствии с ФГОС ДО
«Стандарт
– комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе
достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования
(к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности
потребителей; гарантии – условия и механизмы,
обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их
всестороннюю охрану»
Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского
гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС
- система основных параметров, которые принимаются в качестве
государственной
нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей
возможности реальной личности и системы образования по достижению этого
идеала.
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ отражает
согласованные
социально-культурные, общественно-государственные ожидания
относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей
дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей
воспитанников и широкой общественности.
17 октября
2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
14 ноябряФГОС дошкольного образования
зарегистрирован в МИНЮСТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОС направлен на достижение следующих целей:
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
 Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в
том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
Конкретное содержание
указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы и может реализовываться в различных видах деятельности
(общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как
сквозных механизмах развития ребенка):
для детей дошкольного возраста
(3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая
сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения,
игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение
основными движениями) формы активности ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
- ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у
ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
- ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
- ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики,истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.

 Сроки и этапы реализации Проекта Подготовительный этап (2014 год) Введение ФГОС ДО, перестроение от ФГТ к ФГОС ДО, знакомство с новым нормативным актом. Анализ готовности детского сада по внедрению ФГОС ДО Разработка планирования процесса управления введения ФГОС ДО. Задачи этапа: - Разработка проекта по введению ФГОС ДО в дошкольном учреждении;
- Анализ готовности детского сада по внедрению ФГОС ДО;
- Изучение нормативных документов соответствующих ФГОС ДО педагогами;
- Разработка и издание приказов
- Определение целей, задач внедрение ФГОС ДО.
- Разработка плана мероприятий по внедрению ФГОС ДО в детском саду
Основной этап (2014 – 2015 учебный год) Организация работы по введению процесса управления введения ФГОС ДО. Задачи этапа: - Внесение изменений в текущий план работы детского сада;
- Организация взаимодействия с социумом (ИМЦ, ЦДиК и т.д.)
- Диагностика и анализ уровня готовности специалистов к внедрению ФГОС ДО;
- Разработка плана обучения и подготовки специалистов к внедрению ФГОС ДО
- Организация курсовой подготовки специалистов системы
- Провести разъяснительную и информационную работу среди родителей воспитанников по вопросам введения ФГОС ДО.
- Составить заявку на методические пособия
- Создать проект ООП ДОУ
- Формирование компетентности родителей воспитанников и общественности через организацию работы сайта и СМИ по вопросам ФГОС ДО
Контрольно-оценочный (2015 – 2016 учебный год) Сбор и анализ данных по результатам проектной деятельности. Задачи этапа: - Внесение изменений в систему мониторинга и контроля в ООП Функционирование внутренней системы оценки качества образования,
- Реализация системы и анализ результатов мониторинга и контроля введения ФГОС ДО
- База реализации проекта Реализация проекта проходит в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении детский сад №13 «Колокольчик» городского округа город Шарья Костромской области, в учреждении общеразвивающей направленности осуществляют образовательную деятельность 4 группы общей наполняемостью 83 ребенка, на одну группу приходится два воспитателя и два узких специалиста – физкультурный и музыкальный работник. Направления деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные, Участники выполнения | Ожидаемый результат | Подготовительный этап (2014 год) | | | | 1.Нормативно-правовое обеспечение | | | | Приказ управления образования о введение ФГОС ДО муниципальном уровне | январь 2014 | Начальник управления образования | Приказ | Разработка и издание приказов: «О введение ФГОС ДО»; «О создании рабочей группы по введению ФГОС ДО» | январь 2014 | Заведующий д/с №13 | Приказы | 2. Организационно-управленческие условия | | | | Создание Совета по введению ФГОС в ДОУ и формирование рабочих (ей) групп(ы) Определение состава Совета, рабочих (ей) группы и назначение руководителей (я) рабочих (ей) групп(ы); Определение порядка работы, функционала, задач по разработке проекта. | январь 2014 | Заведующий д/с №13, ст. воспитатель | Спланировать работу творческой группы | Анализ готовности детского сада по внедрению ФГОС ДО | январь 2014 | Заведующий д/с №13, ст. воспитатель | Аналитические данные | Определение целей, задач внедрение ФГОС ДО. Разработка плана мероприятий по внедрению ФГОС ДО в детском саду Разработка оценочных показателей внедрения ФГОС ДО | февраль 2014 | Рабочая группа | Утвержденный проект с планом внедрения ФГОС ДО | Основной этап (2014 – 2015 учебный год) | | | | 2. Организационно-управленческие условия | | | | Организация работы: - Внесение изменений в текущий план работы детского сада, - Реализация плана | март 2014 – сентябрь 2015 | Рабочая группа | Скорректированные и реализованные планы | Организация взаимодействия с социумом (ИМЦ, ЦДиК и т.д.) | В течении срока действия проекта | Рабочая группа ДОО | Совместные планы работы | 3. Организационно-педагогическое сопровождение | | | | Диагностика и анализ уровня готовности специалистов к внедрению ФГОС ДО | март 2014- сентябрь 2015 | Руководитель рабочей группы | Перечень профессиональных затруднений специалистов | Разработка плана обучения и подготовки специалистов к внедрению ФГОС ДО | Март 2014г. | Заведующий д/с №13, ст. воспитатель | Утвержденный план | Организация курсовой подготовки специалистов системы | 2014-2015гг | Заведующий д/с №13, ст. воспитатель | Положительная динамика уровня готовности специалистов | 4 Учебно- методическое обеспечение. | | | | Провести разъяснительную и информационную работу среди родителей воспитанников по вопросам введения ФГОС ДО. | апрель 2014 –сентябрь 2015 | Участники творческой группы | Уровень информированности родителей и общественности. | Составить заявку на методические пособия | август 2014 | Участники творческой группы | Заявка | Создать проект ООП ДОУ. | До 01.09.14. | Заведующий д/с №13, ст.воспитатель | Проект ООП ДОУ. | 5. Информационное сопровождение | | | | Формирование компетентности родителей воспитанников и общественности через организацию работы сайта и СМИ по вопросам ФГОС ДО | В течение 2014 -2015 | Ответственный за сайт ДОУ | Уровень информированности родителей и общественности | 6. Контроль и мониторинг | | | | Внесение изменений в систему мониторинга и контроля в ООП | сентябрь 2014 | Заведующий д/с №13, ст.воспитатель | Скорректированная система контроля | Реализация системы и анализ результатов мониторинга и контроля введения ФГОС ДО | Сентябрь 2014- сентябрь 2016 | Заведующий д/с №13, ст.воспитатель | Реализованный проект ООП |
|