Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта
Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint
​​​​​​

​​​​​​​​​​История Солтановской школы

​​

​​​​Земское училище 1905 год
Земское училище осн.1905г.
​​Занятие ведётЛевашов Е.А.
               ​​​Занятие ведёт Левашов Е.А.
Начало 70-х
Начало 70-х
коллектив 1995 год
​                            Школа 1995 г.


               История развития народного просвещения Солтановской волости берёт своё начало ещё задолго до освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Село Солтаново занимало выгодное географическое положение. Процесс развития формирования Московского государства сказался на том, что Солтановская волость была рано втянута в состав Московского государства. Село Солтаново имело значение ещё в то время, когда через него шёл торговый тракт между Парфеньевым, Унжей и Казанью. В самом Солтанове в начале XVII в. уже было много постоялых дворов, торговых лавок и разных складов для корма и фуража. Население росло, повышался культурный уровень.

В девятнадцатом столетии Солтаново входило в состав Кологривского уезда Костромской губернии. Население занималось сельским хозяйством, хлебопашеством, лесным промыслом и пошивом одежды. После окончания полевых работ мужское население уходило на дополнительные заработки далеко в Сибирь, на Волгу и другие места. К началу полевых работ все возвращались к своим домам. Благодаря тому, что часто приходилось быть на чужой стороне в целях получения заработка, мужское население больше тяготилось к получению грамотности.

До реформы 1861 года на территории Солтановской волости не было школы, грамотности обучали дьячки, монахи и отставные солдаты. Желающие родители отдавали своих детей на обучение дьячку, который по очереди ходил по домам и обучал группу детей чтению псалтыря, часослова, Евангелия и других религиозных книг. Учение начиналось с азбуки, которая раньше была рукописной, а потом уже появились печатные буквари. Характерно отметить то, что метод обучения грамоте состоял главным образом в том, чтобы заучить наизусть всё содержание азбуки по слогам.

Техникой чтения овладеть было трудно. Приходилось непрестанно повторять выученное ранее, чтобы прочитать новый материал. Учение проходило нараспев. Дети выучивали книги наизусть. При таком характере обучения выучиться грамоте было нелегко, это был тяжёлый труд, о котором в настоящее время трудно представить. После курса словесного обучения приступали к обучению письму. Учились писать по скорописным азбукам. Сначала прописные буквы, а потом строчные. После букв следовало письмо слогов и целых слов.

Реформа дала толчок к развитию просвещения. В таком крупном селе как Солтаново в конце 70-х годов XIX века была построена церковно-приходская школа. С помощью крестьян в центре села было выстроено деревянное одноэтажное здание. В здании размещались три возрастные категории детей: младшие, средние, старшие (общим количеством 100 человек). Было три учительницы: Анна Афанасьевна Смирнова, Мария Павловна Петрова, Александра Дмитриевна Волкова, а потом их заменили Кренделев Иван Павлович, Сахарова Любовь Николаевна и Сахаров Фёдор Иванович. Классы были разделены занавеской, в них проводились уроки чтения, письма, арифметики, закона божьего, пения, рисования. Церковно-приходская школа существовала до 1905 года.

В 1905 году было открыто 2-х классное Земское училище с пятигодичным курсом обучения около деревни Фатьяново.

Это было одноэтажное деревянное здание. Позднее в здании училища находился детдом.

Для школы был отведён земельный участок, где силами учащихся был разведён сад.

 При школе имелись кузница и слесарная мастерская. В этом училище преподавались такие предметы как: арифметика, ботаника, зоология, география, история, пение, рисование, Закон божий, труд. Состав учителей: Е. А. Левашов, И. П. Скворцов, В.Ф. Скворцов, Л. П. Скворцова, Ф. И. Сахаров, Касаткин.

Учащихся было 130 человек. Мальчики занимались кузнечно-слесарным трудом, а девочки - рукоделием и работой на участке, где культивировали новые сорта яблонь, вишен. В училище была библиотека, мноо наглядных пособий, карт. Крестьяне оказывали помощь в подвозке дров учителям. Волостное управление обеспечивало учителей квартирами, помогало с их ремонтом.

После революции 1917 года курс обучения в Солтановской школе остался пятигодичным. Школа называлась Единой трудовой Советской школой.

Количество учителей увеличилось. Педагогический состав: заведующий Левашов Евгений Арсеньевич, Новикова Мария Ивановна, Новиков Владимир Александрович, Шешина Е.И., Сахаров Федор Иванович, Скворцов В.Ф., Сполохов И.А., Соколов И.П.

Начиная  с 1919 года проходила переподготовка учительских кадров (знакомство с новым методом работы).

В 1921 году школа стала называться Единая трудовая школа первой ступени. Со стороны РОНО было особо обращено внимание на повышение квалификации педагогических кадров. Курсы проходили в летние каникулы в течение 1-1,5 месяца. На курсах изучали исторические материалы, произведения В.И. Ленина, политэкономию, историю ВКП(б). Знакомились с новыми программами.

На земельном участке проводили опыты по выращиванию картофеля, мичуринского сорта яблонь и кустарников. Девочки обучались вязанию, вышиванию, шили из холста, домотканого полотна и текстиля. Мальчики работали с металлом в слесарных мастерских.

Организация пионерского отряда в начальной школе относится к 1923 году. Всего пионеров было 15 человек. С ними проводилась особая работа. В летний период для пионерского отряда была открыта школа. Руководил этой школой В.А. Новиков. Летняя школа в 1924 году практиковала экскурсии на природу, сбор экспонатов для практических занятий. Работали на огороде, ухаживали за плодовыми деревьями. На спортивной площадке играли в футбол и городки.

Перед учителями стояла задача ликвидации неграмотности среди местного населения. Была открыта вечерняя школа. Много уделялось внимания на работу среди допризывников

Пятигодичный курс обучения продолжался до 1925 года. В школе введена была комплексная система обучения на местном материале. Практиковали метод целых слов, безбукварный метод обучения грамоте, экскурсионно-исследовательский метод работы, работа с аппликацией.

Осенью в 1929 году впервые в Солтановском сельском совете был организован колхоз  «Ленинский путь». Учителя проводили активную работу по вовлечению крестьянских хозяйств в колхоз путём бесед и собраний. Учителя первыми записались в члены колхоза. Школа оказывала помощь в уборке урожая, организовывала субботники, воскресники, концерты.

Вся общественная работа школы проходила в тесной связи с партийной организацией, которая оказывала помощь в проведении мероприятий на селе.

Комсомольская организация помогала школе в подвозке дров, организации горячих завтраков. С/совет в лице Барыкина, Жарова, Малышева своевременно помогали с ремонтом.

В 1931 году в Солтанове в здании бывшего лесопромышленника и купца Красильникова открылась школа повышенного типа ШКМ (школа колхозной молодёжи). Учащиеся начальных классов поступали учиться в 5 класс ШКМ.

Первым директором ШКМ был Горланов Пётр Иванович, коммунист, партийный работник. Организовал колхоз «Ленинский путь», позже работал в аппарате Ярославского обкома партии.

В педагогическом коллективе было 8 человек: Новиков В.А., Киселёв Н.Н., Лебедева А.И., Якушев Н.И., Якушева А.И., Маслов И.М., Смирнов А.М., Смирнов А.М.,  Смирнов В.М.,  Смирнова З.Ф., Лебедев И.Д.

При ШКМ функционировали 3-х месячные курсы по подготовке молодёжи в рабфак.

В 1932 году школу возглавил Гомозов Алексей Акимович.

Он был хорошим активистом и отзывчивым руководителем, пользовался авторитетом у населения, большую работу провёл во время

коллективизации сельского хозяйства. Центром всей культурно массовой работы была школа.

В 1934 году школу возглавил Лебедев Иван Дмитриевич.

В годы Великой Отечественной войны ушли на фронт и не вернулись: Лебедев Иван Дмитриевич-директор школы, учителя: Маслов Иван Николаевич, Смирнов Александр Михайлович, Исаков Сергей Александрович, Рябков А.В.

Виктор Громов закончил Солтановскую школу. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт. Учился мастерству снайпера в городе Сарапул, а с 1942 года вступил в борьбу с фашистскими захватчиками. С первых дней пребывания на фронте он показал себя, как мастер снайперского дела. Был отмечен на слёте снайперов соединения.

Громов Виктор уничтожил 79 фашистов. Всю войну прошёл он со своей верной винтовкой. Погиб 4 мая 1945 года в боях за Родину. Награждён орденом «Красная звезда» и орденом Отечественной войны.

Слащёв Валентин Васильевич участвовал на Карельском фронте в 1944 году на Канда-

лакшском направлении в гвардейской танковой части – автоматчиком. На 2-ом Белорусском фронте в 1944-1945 гг. в этой же части автоматчиком, позднее писарем-связным в техчасти бригады. Награды: «За оборону Советского Заполярья», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

После ухода на войну Лебедева И. Д. школой  руководила  Лебедева Анастасия Ивановна.

С 1945 года начальная школа была соединена с семилетней. Школа оставалась семилетней и занимала два здания.

В  1948 году  школу возглавил Клопов Геннадий Вениаминович.

В 1954 году открывается 8-ой класс. При школе был интернат, спортивная площадка, плодовый сад.

В послевоенные годы оживилась работа пионерской организации, она стала многочисленной.

После уроков проводили беседы о пионерах, читали газету «Пионерская правда», готовили детские спектакли и вечера, которые проходили в избе-читальне и на собраниях родителей в школе.

Пионеры разносили художественную литературу в дальние деревни. Заготовляли и сдавали ивовое корьё, лекарственные травы, ягоды рябины. Организовали в школе «Уголок первой помощи». Для Солтановской аптеки собирали пузырьки в обмен на лекарство. Ну а самое главное  -выполняли лозунг «Пионер – всем ребятам пример». Пионерской вожатой была Краснухина Людмила.

Педагогический коллектив проводил просветительскую работу среди населения. Работала лекторская группа учителей - Долинин Андрей Павлович, Слащёва Екатерина Ивановна. Опытные педагоги вели большую общественную работу, являясь агитаторами, пропагандистами, лекторами. Екатерина Ивановна и Ольга Дмитриевна Богоявленская руководили драматическим кружком в школе и Доме культуры, а Валентин Васильевич Слащёв и другие учителя активно участвовали в постановке концертов и спектаклей.

   В 1963 году в школе работали: Клопов Геннадий Вениаминович – директор школы, учитель математики, Клопова Лидия Фёдоровна – учитель географии и немецкого языка, Молодцова Клавдия Георгиевна – учитель биологии, Слащёв Валентин Васильевич учитель – учитель математики, физики, Слащёва Екатерина Ивановна – начальных классов, Долинин Андрей Павлович – учитель истории, Долинина Екатерина Ивановна – учитель начальных классов, Богоявленская Ольга Дмитриевна – учитель русского языка, музыки, Ягодникова (Мазова) Мария Павловна – учитель русского языка, Гусева Нина Ивановна – учитель начальных классов.

С 1969  по 1976 год школой руководили: Зуев Борис Иванович (1969 - 1972 гг.),  Панкратова Людмила Осиповна (1972-74 гг.), Горева Людмила Алексеевна (1974-76 гг.).

В 1976-1979 годах  – директор школы  Мазова Мария Павловна.

Из воспоминаний Мазовой М.П. (40 лет стажа, 20 лет на руководящей должности, имеет звания «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда»): «В этот период учащихся в школе было немного, около 50-60 человек. Классы были небольшими. Существовали пионерская и комсомольская организации.

Вели большую трудовую деятельность: заготовляли сено, хвою, веники для совхоза, ездили зимой на тракторе в лес. В школе работало ученическое производственное звено. На пришкольном участке выращивали овощи, под руководством агронома совхоза проводились опыты по сортоиспытанию картофеля и моркови. В школе была небольшая кроликоферма. Ученики оказывали помощь совхозу в переборке и уборке картофеля, подсеве трав, сборе камней на совхозных полях. Учителя выступали с лекциями, а дети готовили концерты для работников совхоза.

Учителя работали в две смены: с утра учили, а во второй половине дня ездили на ток сушить зерно, заготавливать сено. Давали план по 5 центнеров на учителя. Вместе с детьми ходили на лён.

С медиками, работниками сельского совета, сельпо ставили спектакли. Ездили выступать в Коткишево,  Кужбал. Ежегодно участвовали в районном смотре учительских коллективов. Давали открытые уроки, проводили семинары».

В 1979-1983 гг.  директор школы  - Болотов Сергей Григорьевич.

Численность учащихся  в школе была очень маленькая, не было 4,  6 классов.

В школе работают: Чащина Л.А., Шабалина И.П., Болотова О.В., Белоглазова Г.Г., Белоглазов В.С., Лебедева Л.Л.

В  1983-1987гг. школой руководит Чистяков Владимир Вениаминович.

В  этот период пополнилась и укрепилась материальная база школы. Закуплен спортивный инвентарь, приобретены технические средства обучения, наглядные пособия.

Были налажены хорошие отношения с совхозом «Солтановский», директор Ермаков Евгений Григорьевич. Он оказывал материальную помощь школе. Совместными усилиями построено здание мастерских. В учебную программу был включён предмет «Профессиональное обучение». Для проведения занятий совхоз приобрёл для школы комплект моделей сельскохозяйственной техники.

Школа являлась культурным центром села. Коллектив школы готовил концерты и выступал с ними в Доме культуры, детском саду, в красных уголках ферм и на полях.

Школа вела большую работу по патриотическому воспитанию. Дети изготавливали звёздочки и прикрепляли  их на дома ветеранов. Ежегодно проводились встречи с участниками войны и тружениками тыла.

За большую воспитательную работу школа не раз была награждена почётными грамотами.

​В 1987 году школу возглавила Лебедева Людмила Леонидовна.

Количество учащихся 53 человека. В коллектив влились молодые кадры: Мальцева Елена Юрьевна, Ширяева Нина Валентиновна, Головина Елена Николаевна, Белова Наталья Владимировна, Абакарова Татьяна Борисовна, Гаврилова Наталья Серафимовна, Шелковская Лидия Петровна. Сложился стабильный работоспособный коллектив единомышленников, многие работают и по сей день.

Главной задачей школы была организация досуга учащихся во внеурочное время. При школе работали кружки: «Хозяюшка», танцевальный, фотокружок. Открыта изостудия (руководитель Рыженькин Владимир Иванович). Создание изостудии - это попытка привлечь сельских ребятишек к пониманию красоты природы родного края. Уроки изобразительного искусства проходят интересно, многие из них учитель проводит на природе.

Виктор Иванович ведёт кружок «Декоративно-прикладное искусство». Ребята изучают виды резьбы по дереву, итогом работы кружка является оформление рекреации школы на первом этаже.

В 1995 году школа в своей работе выбирает художественно-эстетическое направление. Главная задача – развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, восприятия интереса и любви к искусству.

Учитель труда Рыженькин Владимир Иванович и учитель рисования Рыженькина Людмила Владимировна работают по своим учебным программам. Художник по образованию, Людмила Владимировна прививает детям любовь к искусству, учит работать кистью. Работы, выполненные под её руководством, не раз были представлены на выставках в школе, районе и области, занимали призовые места. На уроках труда девочки знакомятся с лоскутной техникой, шьют мягкие игрушки, работают с глиной.

Каждый выпускной класс на память о себе оставляет коллективные работы, которые украшают стены школы. Это стало ещё одной традицией школы.

В школе накоплен большой опыт по художественно-эстетическому воспитанию. По этому направлению в школе был проведён семинар для директоров школ, где коллектив поделился опытом. Участники семинара посетили открытые уроки труда и рисования. Провели «круглый стол» по проблеме эстетического воспитания школьников.

К 50-летию Победы в школе был создан краеведческий музей и уголок боевой славы, которым руководит Малова Татьяна Борисовна.

Школа ведёт поисковую работу по истории родного края, истории школы, воспитывает чувство патриотизма и любви к Родине. В создании музея большую помощь оказала ветеран педагогического труда Слащёва Е.И.. Она поделилась своими воспоминаниями об истории школы, села, предоставила ценные фотографии и экспонаты.

Одной из задач школы является развитие духовной сферы учащихся, их общей культуры на основе восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Воспитательную работу детской организации «Солнышко» возглавила Желнова Елена Юрьевна. В своей работе она использовала систему коллективных творческих дел (КТД). КТД - заранее спланированные мероприятия, которые позволяют избежать рывков в работе. Создают в школе периоды повышенного коллективного напряжения, способствую выработке коллективных ценностей, позволяют расширить арсенал воспитательных форм.  Каждое мероприятие носит познавательный характер, расширяет кругозор детей, учит сопереживать. Дети приобретают опыт борьбы, обогащают опыт общения со сверстниками, учителями, родителями. Наиболее удачно прошла игра в форме интеллектуальных скачек «Вот и XX кончается век», смотр инсценированной песни «Рио - Рита», спортивные соревнования «Гонка за лидером», познавательная игра «В старину едали деды», конкурс по правилам этикета «Позвольте, сударыня» и многие другие.

В конкурсе мини-сочинений «Я – будущий защитник Отечества», сочинение Матяж Миши стало лучшим  в школе и в районе. В конкурсе макетов боевой техники в районе был отмечен макет вертолёта Шелковского Максима. В районной выставке рисунков в честь 55-летия Победы приняли участие работы Курочкиной Оли, Шелковского Дмитрия, Гречина Павла, Херувимовой Даши. Рисунки Гречина Паши и Херувимовой Даши были выставлены в области. В финальной игре в районном Доме детского творчества команда школы заняла 3-е место, показав интеллектуальные способности, артистическое мастерство, смекалку.

Среди учащихся школы много талантливых ребят. Саша Зверев стал одним из авторов стихов, включённых в сборник произведений юных поэтических дарований района. Таня Третьякова заняла 2-е место в конкурсе чтецов, посвящённом 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Поощрительный приз получила команда школы во втором этапе игры «По тропе полезных дел» за самую оригинальную настольную игру.

Команда Солтановской основной школы в составе Лебедевой Тани, Курочкиной Лили, Абакаровой Алёны, Шишовой Ани заняла 1-е место в районной интеллектуально-познавательной игре «Знаю свой край». Большая заслуга в достижениях ребят принадлежит учителям, родителям.

Школа и детский сад ведут работу по приобщению детей к истокам русской культуры. В школе имеется музей, в детском саду - уголок старины.  Ведётся летопись села Солтаново. Школа ведёт работу по преемственности детский сад – школа. В 1997 году в селе Солтаново детвора детского сада и начальной школы праздновали Масленицу – один из старинных славянских праздников.

Гостями в этот день были заведующие детскими садами, директора школ, руководители МО начальных классов, работники РОНО.

Результатом этой кропотливой работы является то, что в школе на протяжении многих лет нет учащихся, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Главная задача школы  - дать прочные знания детям, подготовить их к самостоятельной жизни. Для этого в школе есть все условия: школа прошла аттестацию, коллектив состоит из квалифицированных кадров. Один учитель имеет первую квалификационную категорию, 7  - вторую категорию, 7 педагогов имеют высшее образование. Учителя постоянно повышают профессиональное мастерство, посещают курсы повышения квалификации, осваивают новые педагогические технологии. В школе открылся компьютерный класс, где дети и учителя осваивают компьютерную грамотность.

На редкость сплочённый коллектив учащихся школы. Как не вспомнить Геннадия Померанцева, Василия Гусева, Виктора Комина, Бориса Поспелова, Павла Хватова, Василия Малиновского, Бориса Маслова, Николая Померанцева, Василия Смирнова и многих других. Одни из них стали заслуженными и уважаемыми ветеранами войны и труда, другие отдали свои жизни, защищая великую Родину от фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне.

Солтановская школа гордится своими воспитанниками. Большинство из них стали достойными людьми – врачами, учителями, агрономами, работают в сфере материального производства. В школе учились и закончили её: герой Советского Союза Соловьёв Виталий Ефимович, кандидат философских наук Шабанов Геннадий Фёдорович, кандидат медицинских наук Назарецкий Александр Сергеевич, полковник в отставке Поспелов Б.А., инженер-химик Лебедев Д.И., директор совхоза «Солтановский» Ермаков Евгений Григорьевич, директор средней школы №1 г. Неи Ягодина Ангелина Геннадьевна, главный агроном района Кротов Александр Николаевич, полковник Баранов В.

Среди выпускников есть настоящие мастера своего дела, увлечённые люди. Один из них - выпускник 1950 года Слащёв Станислав Вениаминович.

В 1958 году С.В.Слащёв стал учеником слесаря-сборщика, а затем мастером цеха. Было у Слащёва своё хобби – фотография, любимое увлечение в часы досуга. Много ночей он просидел за проявлением плёнок и печатанием фотографий. В этом деле он тоже стал мастером. В школе была организована фотовыставка его пейзажных снимков, подтверждающих, что в нашем краю есть много подлинно красивых мест, удивляющих человека до глубины души.

Выпускники 1964 года твёрдо решили: «Всем классом - в родной совхоз». Подъём сельского хозяйства был самой важной задачей страны, и бюро райкома комсомола одобрило инициативу выпускников Солтановской 8-летней школы.

Школа привила многим выпускникам уважение к педагогической профессии, и 48 её выпускников стали учителями, в том числе: Померанцев Николай Иванович, Михалёва (Наплавкова) Зоя Степановна, Мазова Нина Ивановна, Семаева (Макова) Милитина Николаевна.

В школе работают творческий коллектив учите­лей и очень добрые техниче­ские работники, которые со­держат школу в чистоте, да­ют тепло и вкусно кормят детей.

В здании детского садика работает школьная   столо­вая. На при­школьном участке выращивается лук, морковь, помидоры, кабачки, свекла. На 0,5 гек­тарах земли сажается  картофель. Все это пойдет на питание школьников.

В 2006 году в школе обучается 35 человек. Коллектив учителей состоит из 11 человек.

Учащиеся школы принимают активное участие в районных мероприятиях и добиваются неплохих результатов:

На начало 2012-2013 учебного года в школе обучается   25  учащихся.

 

Солтановский детский дом 


Годы существования с 1955г. по 1973г.



Коллектив детского дома ​
​​


     Солтановский детский дом был открыт в 1955 году. Он был рассчитан на 75 человек, т.е. три группы. Коллектив в детском доме — 23 человека. На территории детского дома находилось несколько зданий в деревянном исполнении, а именно: два здания, в которых жили воспитанники, отдельно находился пищеблок и прачечная с баней под одной крышей. На территории находилась летняя веранда и летний туалет. До 1965 года отопление было печное, а затем шефами была построена котельная и проведено отопление в здания. При детском доме была конюшня, где жила лошадь и поросята. Водой пользовались из речки, которая протекала рядом.

Дети поступали из Костромского распределителя и из домов ребенка. Детей 7 лет отправляли в школьные детские дома, после чего поступало пополнение. Иногда ездили сами за детьми в дома ребенка.

Питание было четырехразовое. Продуктами регулярно обеспечивало Солтановское торговое объединение. В летний период работал оздоровительный лагерь. В этот период дети получали разнообразное питание: фрукты, овощи, молочные продукты поставлялись бесперебойно.

Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществлялся медицинской сестрой, врачами районной больницы и специалистами областной больницы.

С сотрудниками детского дома проводились семинары на базе  лучших детских  домов области.

В 1967 году детей в детском доме было 82 человека,  но в 1966-1969 гг. поступление детей уменьшилось,  и к 1970 г. осталось всего 45-50 человек. Встал вопрос о закрытии малокомплектных детских домов и началось строительство нового большого детского дома. в Шарье.

Из воспоминаний Акинфиной Анны Николаевны, медицинской сестры Солтановского детского дома.

 „На работу в детский дом пришла 06.01.1960 года. Директором была Лебедева Анастасия Ивановна. В 1962 году она ушла на пенсию,  после неё директором стала Чистякова Маргарита Федоровна. Это была добросовестная способная, любимая детьми воспитательница, одаренная художница,  активистка. В 1966 году по направлению РОНО директором детдома стала Анна Ивановна Гускина, которая работала до закрытия. Наш детдом находился на хорошем счету в районе и области".

В апреле 1973 года Солтановский детский дом был закрыт, дети — 44 человека – переведены в Шарьинский детский дом.


 ​ Архив истории школы:


​​ 

​​